ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА К УСЛОВИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Овчинникова Людмила Александровна, Декман Илона Евгеньевна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(31) 28.05.2020

Аннотация:
Цель: Изучить сущность и содержание психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации начинающих учителей в условиях современной образовательной организации. Методы: анализ научных источников по изучению проблемы психолого-педагогического сопровождения процессов адаптации молодого педагога. Результаты: в рамках настоящего исследования рассмотрена сущность процесса профессиональной адаптации, проанализированы ее отличительные особенности, выделенные в трудах авторитетных исследователей. Изучена специфика профессиональной адаптации в условиях педагогической деятельности, связанная с успешным овладением педагогическим мастерством на основе постоянного саморазвития, самообразования и эффективного педагогического взаимодействия со всеми субъектами образовательного пространства. Выделены и описаны факторы профессионального становления на этапе адаптации молодых педагогов, обусловленные целенаправленной реализацией психолого-педагогической компетентности. Выявлены трудности профессиональной деятельности, характерные для работника сферы образования и препятствующие своевременному прохождению кризисного этапа вхождения в профессию. Конкретизированы условия, способствующие успешной социализации начинающего учителя, к основным из которых мы отнесли: личностные качества, профессиональные характеристики, а также надличностные ценности профессионала. В статье раскрыты виды профессиональной адаптации, препятствия на на пути и освоения соответствующих типов деятельности. На основе психологической модели профессии выделены и описаны направления и содержание психолого-педагогического сопровождения молодых педагогов, конкретизированы формы психологической помощи в соответствии с решаемыми задачами успешного вхождения в профессию педагога.

Ключевые слова: