ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КОЛЛЕДЖА

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS OF STUDENT’S ADAPTATION TO THE NEW EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN COLLEGE

ШВАЦКИЙ Алексей Юрьевич

SHVATSKIY Alexey Yurievich

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
Решение проблемы профессиональной подготовки обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования невозможно без понимания сущности и механизмов процесса адаптации к новой образовательной среде. Начало обучения в колледже требует от студента-первокурсника пересмотра сложившихся привычек и моделей поведения, формирования иных личностных качеств и учебных умений. Как и любое изменение привычных условий жизни и деятельности этот процесс сопровождается стрессовыми реакциями и нервными срывами, снижением учебной мотивации и трудностями во взаимодействии с преподавателями и сверстниками в группе, с которыми студент чаще всего не может справиться самостоятельно, и он нуждается в помощи и поддержки со стороны окружающих. Анализ современных исследований показал, что явление адаптации представляет собой приспособление личности, необходимое для адекватного существования в изменяющихся условиях среды. Традиционно выделяют три базовых вида социально-психологической адаптации студентов к образовательной среде: учебно-дидактическая, социально-коммуникативная и профессиональная. В статье представлены результаты исследования психолого-педагогических технологий сопровождения адаптации обучающихся к условиям обучения в колледже. В ходе диагностического исследования были изучены субъективные представления студентов об их способностях адаптироваться к новой обстановке, общее эмоциональное состояние, характер взаимоотношений в студенческой группе, определен объективный уровень социально-психологической адаптированности к новой образовательной среде. На основе полученных данных была разработана программа психолого-педагогического сопровождения, апробация которой показала, что адаптация обучающихся к образовательной среде колледжа будет успешной при условии реализации мероприятий трех направлений: работа со студентами, работа с преподавателями колледжа, работа с родителями обучающихся.

Ключевые слова:
адаптация,студент,юношеский возраст,уровень адаптированности,образовательная среда,колледж,психолого-педагогическое сопровождение
Description:
It is impossible to solve the problem of vocational training of students in secondary vocational education institutions without understanding the essence and mechanisms of the process of adaptation to a new educational environment. The beginning of college education requires that a first-year student is to review the existing habits and behavior, to develop new personal qualities and learning skills. Like any change in the usual conditions of life and activity, this process is accompanied by stress reactions and nervous breakdowns, a decrease in educational motivation and difficulties in interacting with teachers and other students, which the student can not cope with on his own, and he needs help and support from others. The analysis of recent researches implies that the phenomenon of adaptation is an individual’s accomodation necessary for an adequate existence in changing environmental conditions. Traditionally, three basic types of socio-psychological adaptation of students to the educational environment are distinguished: educational-didactic, social-communicative and professional one. The results of the author’s study of psychological and pedagogical technologies for supporting the students’ adaptation to the conditions of training in college are presented in this article. The students’ subjective perception of their ability to adapt to a new environment, their general emotional state, the nature of relationships within the students’ group and the objective level of socio-psychological adaptation to a new educational environment were assessed during the diagnostic studies. On the basis of the obtained data, a program of psychological and pedagogical support was suggested, the testing of which has showed that the adaptation of students to the educational environment of the college will be successful if the activities with students, with college teachers, and students’ parents are implemented.

Key words:
adaptation,students,youthful age,addiction,level of adaptation,educational environment,college,psychological and pedagogical support