РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

THE DEVELOPMENT OF FUNCTIONAL LITERACY WHEN STUDYING A SCHOOL COURSE IN MATHEMATICS USING INTERSUBJECT COMMUNICATIONS

ИГНАТОВА Ольга Григорьевна

IGNATOVA Olga Grigoryevna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
В статье рассматривается вопрос формирования функциональной грамотности при проведении уроков математики в средней общеобразовательной школе с учетом применения межпредметных связей. Методология и методики исследования. Исследования базируется на системно-структурном и деятельностном подходах. Результаты. Прежде всего уделено внимание рассмотрению самого понятия функциональная грамотность, рассмотрен вопрос оценки уровня развития функциональной грамотности и средств для оценки данного уровня развития. Приведены примеры конкретных заданий межпредметного характера, которые применяются для определения уровня освоения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рассмотрены формальный и содержательный подходы в математике, возможности их применения в рамках межпредметных связей как средства развития функциональной грамотности обучающихся средней школы. Рассматриваются вопросы синхронизации учебного материала, как ключевого элемента реализации межпредметных связей. Практическая значимость работы. Выявлены направления изменения подходов к реализации межпредметных связей математики с другими областями знаний как основы для достижения метапредметных образовательных результатов Федерального государственного стандарта основного общего образования. Рассмотрен вопрос связи метапредметных образовательных результатов как требования ФГОС ООО и функциональной грамотности обучающихся, а также средств оценки уровня формирования функциональной грамотности. Особое внимание уделено математической грамотности как одной из ключевых составляющих функциональной грамотности. В связи с этим, рассмотрены примеры заданий из других предметных областей требующие применения математической грамотности как составляющей функциональной грамотности в рамках оценки предметных достижений обучающихся. Сформулированы основные рекомендации по реализации межпредметных связей для достижения метапредметных образовательных результатов.

Ключевые слова:
межпредметные связи,функциональная грамотность,математическая грамотность,математика,средняя школа
Description:
The article considers the issue of the formation of functional literacy when conducting mathematics lessons in a secondary school, taking into account the use of intrasubject communications. Methodology and research methods. Research is based on a system-structural and activity-based approach. Results. First of all, attention is paid to the consideration of the concept of functional literacy, the question of assessing the level of development of functional literacy and the means to assess this level of development is considered. Examples of specific tasks of an interdisciplinary nature that are used to determine the level of development of the Federal State Educational Standard of Basic General Education are given. Formal and substantive approaches in mathematics, the possibilities of their application in the framework of intrasubject communications as a means of developing functional literacy of high school students are considered. The issues of synchronization of educational material as a key element in the implementation of intrasubject communications are considered. The practical significance of the work. The directions of changing approaches to the implementation of intrasubject relations of mathematics with other areas of knowledge as the basis for achieving meta-subject educational results of the Federal State Standard of Basic General Education are revealed. The question of the connection of meta-subject educational results as the requirements of the Federal State Educational Standard of LLC and the functional literacy of students, as well as means of assessing the level of formation of functional literacy, is considered. Particular attention is paid to mathematical literacy as one of the key components of functional literacy. In this regard, examples of tasks from other subject areas are considered that require the use of mathematical literacy as a component of functional literacy as part of the assessment of subject achievements of students. The main recommendations on the implementation of intrasubject communications to achieve meta-subject educational results are formulated.

Key words:
intersubject communications,functional literacy,mathematical literacy,mathematics,high school