РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ

Карих Виктория Вячеславовна, Савченко Елена Юрьевна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(32) 29.08.2020

Аннотация:
Цель: выявление компонентных особенностей инициативности детей старшего дошкольного возраста. Методы: комплекс диагностических процедур включал в себя комплекс заданий, разработанных А.Н. Атаровой, Н.А. Коротковой и ориентированных на оценку каждого из структурных компонентов инициативности детей старшего дошкольного возраста (стремления к проявлению инициативы в конкретной деятельности (эмоционально-мотивационный), способность прилагать усилия и регулировать проявления инициативности (волевой), проявления инициативности в конкретных действиях (поведенческий)) позволил нам проанализировать особенности инициативности и наметить перспективу дальнейшего ее развития, в части апробации педагогических условий. Результаты : на основе анализа психолого-педагогических исследований по данной проблеме, рассмотрен генезис развития инициативности в старшем дошкольном возрасте. Результаты исследования позволили выявить, что большинство детей старшего дошкольного возраста отнесено к среднему уровню проявления инициативности: интерес к конструированию из бумаги проявляется неустойчиво; дети могут быть как активными в данном виде деятельности и самостоятельными, так и выполнять действия под руководством взрослого. В продуктивной деятельности дети не всегда удерживают цель до окончания выполнения задания, не всегда достигают нужного результата, не уделяют достаточно внимания качеству выполнения работы, также характеризуются тем, что в случае возникновения затруднений ожидают помощи от взрослого, не используют попыток самостоятельно разрешить возникшие затруднения. Анализ образовательных ресурсов среды организации дошкольного образования для развития инициативности показал ее дефицитарность, отсутствие в ней развивающих стимулов для проявления инициативности. Научная новизна : в статье на основе использования комплекса психолого-педагогических методов выявлены и охарактеризованы динамика и условия развития инициативности детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о сущности и тенденциях развития инициативности у современных детей старшего дошкольного возраста

Ключевые слова: