РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ

DEVELOPMENT OF ARTISTIC ABILITIES OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE IN THE PROCESS OF DRAWING

КАРИХ Виктория Вячеславовна, БАРХАТОВА Светлана Витальевна

KARIKH Victoria Vyacheslavovna, BARHATOVA Svetlana Vitalievna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
Цель: выявление компонентных особенностей изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста. Методы: комплекс диагностических процедур включал в себя комплекс заданий, разработанных Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной и ориентированных на оценку каждого из структурных компонентов изобразительной способности детей старшего дошкольного возраста (способность к созданию изображения (восприятие, ручную умелость), способность к творчеству (созданию художественного образа по замыслу) позволил нам проанализировать особенности изобразительных способностей и наметить перспективу дальнейшего ее развития, в части апробации педагогических условий. Результаты исследования позволили выявить, что большинство детей старшего дошкольного возраста отнесено к низкому уровню изобразительных способностей: наблюдается значительное искажения формы, пропорции и цвета; расположение на листе сюжета часто нарушено, композиционный замысел отсутствует, изображение является статичным, пропорции объектов не нарушаются, цветовая гармония не выражена, используется 1-2 цвета. Испытывают трудности при создании и реализации художественного замысла и самостоятельной его реализации, отборе средств художественной выразительности, низкая степень оригинальности замысла, неудовлетворенность результатами выполнения рисунка. Научная новизна: выявлены и охарактеризованы динамика и условия изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость: представлены методические подходы к развитию изобразительных способностей старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова:
дошкольное образование,изобразительная деятельность,рисование,способность,изобразительная способность,художественный образ,старший дошкольник,предметно-пространственная среда,дошкольное образовательное учреждение
Description:
Objective: to identify the component features of artistic abilities of children in older preschool children. Methods: the complex of diagnostic procedures included a set of tasks developed by T. S. Komarova, N. P. Sakulina and focused on the assessment of each of the structural components of the artistic abilities of older preschool children (the ability to create an image (perception, manual skill), the ability to create an artistic image by design) allowed us to analyze the features of artistic abilities and outline the prospect of its further development, in terms of testing pedagogical conditions. Results: of the study revealed that most children of older preschool age are assigned to the low level of artistic abilities: there is a significant distortion of shape, proportion and color; the layout on the plot sheet is often broken, the compositional intent is absent, the image is static, the proportions of objects are not violated, color harmony is not expressed, 1-2 colors are used. They have difficulties in creating and implementing an artistic idea and its independent implementation, selecting means of artistic expression, a low degree of originality of the idea, and dissatisfaction with the. Scientific novelty: the dynamics and conditions for the development of the artistic abilities of modern preschool children are identified and characterized. Practical significance: methodological approaches to the development of visual abilities of older preschoolers in a preschool educational institution are presented.

Key words:
preschool education,artistic activity,drawing,ability,artistic ability,artistic image,senior preschooler,subject-spatial environment,children’s educational institution