РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ЭКОЛОГО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ НА ОСНОВЕ ТРЕНИНГОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

DEVELOPMENT OF THINKING IN ECOLOGICAL RESEARCH ACTIVITIES OF BACHELORS ON THE BASIS OF TRAINING TECHNOLOGY

АСТАШИНА Нина Игоревна, КАМЕРИЛОВА Галина Савельевна

ASTASHINA Nina Igorevna, KAMERILOVA Galina Savelievna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(35) 30.05.2021

Аннотация:
Статья посвящена процессу развития мышления бакалавров при выполнении эколого-исследовательской деятельности в тренинговой технологии обучения с учетом постнеклассических научных подходов. Мышление рассматривается как высшая форма познания в единстве его дисциплинарной и проблемной стилевых установок, исходящих из структурной неоднородности экологических знаний. Предлагается вариант интегративного тренинга для усвоения актуальных приемов и методов мышления на принципах целостности, последовательности, цикличности. Наряду с освоением когнитивных аспектов, у обучающихся формируется понимание ценностно-смыслового значения мыслительной деятельности, а также развитие коммуникативной и рефлексивной компетентности. Раскрыто содержание эколого-исследовательской работы и показана этапность реализации тренинговой технологии. Охарактеризованы проблемно-мотивационный, информационный, творческо-практический, рефлексивный этапы, включающие в качестве доминирующей групповую работу. Предлагается комплекс упражнений, направленных на развитие различных стилевых установок мышления при выполнении заданий в рамках национального проекта «Экология». Активность в выполнении заданий способствует освоению базовых научных методов, логики, профессионального языка и стиля экологического общения, составляющих основу развития мышления.

Ключевые слова:
мышление,постнеклассическая наука,дисциплинарная стилевая установка,проблемная стилевая установка,эколого-исследовательская деятельность,экологическая проблема,тренинговая технология,интегративность,биоразнообразие,экологический туризм,упражнение
Description:
The article is devoted to the process of developing the thinking of bachelors when performing environmental research activities in the training technology of education, taking into account post-non-classical scientific approaches. Thinking is viewed as the highest form of cognition in the unity of its disciplinary and problematic style attitudes, emanating from the structural heterogeneity of environmental knowledge. A variant of integrative training is proposed for mastering actual techniques and methods of thinking on the principles of integrity, consistency, and cyclicity. Along with the development of cognitive aspects, students develop an understanding of the value-semantic meaning of mental activity, as well as the development of communicative and reflexive competence. The content of ecological research work is revealed and the stages of implementation of the training technology are shown. The problem-motivational, informational, creative-practical, reflexive stages, including group work as dominant, are characterized. A set of exercises aimed at developing different style attitudes of thinking when performing tasks within the framework of the national project "Ecology" is proposed. Activity in completing assignments contributes to the development of basic scientific methods, logic, professional language and style of environmental communication, which form the basis for the development of thinking.

Key words:
thinking,post-non-classical science,disciplinary style attitude,problem style attitude,ecological research activity,ecological problem,training technology,integrativity,biodiversity,ecological tourism,exercise