РАЗВИТИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ДОМАШНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КУПЕЧЕСКИХ СЕМЬЯХ УЕЗДНОГО ГОРОДА В XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ: ТРАДИЦИИ ЭЛИТНОСТИ

DEVELOPMENT OF FAMILY UPBRINGING AND HOME EDUCATION IN THE FAMILY FAMILIES OF A COUNTRY CITY IN THE XIX - BEGINNING OF XX CENTURIES: TRADITIONS OF ELITE

МАЗАЛОВА Марина Алексеевна

MAZALOVA Marina Alekseevna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
Целью исследования стало выявление особенностей становления и развития традиций элитного семейного воспитания и домашнего образования в России в среде уездного купечества в XIX - начале XX веков. Методы : в рамках элитопедагогического подхода использовались методы исторической реконструкции, описания и объяснения, анализа историко-педагогических, опубликованных и архивных источников. Результаты . На основе анализа сущности и специфики элитных педагогических процессов, происходящих в семье, и роли и места купеческого сословия в социальной и культурной жизни уездного города в рассматриваемый период, на примерах лучших практик воспитания и развития купеческой молодежи уездных городов Саратовской и Вятской губерний были выделены доминирующие традиции обучения и воспитания: ориентация на элитный идеал, сложившийся в высших сословиях; развитие личности ребенка с опорой на его интересы и самостоятельную познавательную активность; отход от утилитаризма в содержании обучения и воспитания; национальная направленность, опора на ценности русской культуры в семейном воспитании. Вывод. Семейное воспитание и домашнее образование в семьях уездных купцов в XIX - XX веков представляет собой частный случай развития элитной педагогики и практики в России, которое не достигло своего наивысшего развития по сравнению с элитным домашним обучением и воспитанием столичного купечества.

Ключевые слова:
семейное воспитание,домашнее образование,элита,элитность,элитопедагогика,развитие элитной личности,традиции семейного воспитания,лучшие образовательные практики,купечество,купеческая семья
Description:
The aim of the study was to identify the features of the formation and development of the traditions of elite family education and home education in Russia among the district merchants in the 19th - early 20th centuries. Methods: within the framework of the elite pedagogical approach, methods of historical reconstruction, description and explanation, analysis of historical and pedagogical, published and archival sources were used. Results. Based on the analysis of the essence and specifics of the elite pedagogical processes taking place in the family, and the role and place of the merchant class in the social and cultural life of the county town in the period under review, the dominant traditions were identified using the examples of the best practices of education and development of merchant youth in the county towns of Saratov and Vyatka provinces. training and education: orientation to the elite ideal, prevailing in the upper classes; development of the child's personality based on his interests and independent cognitive activity; a departure from utilitarianism in the content of training and education; national orientation, reliance on the values of Russian culture in family education. Output. Family education and home education in the families of county merchants in the 19th - 20th centuries is a special case of the development of elite pedagogy and practice in Russia, which has not reached its highest development in comparison with elite home education and upbringing of the capital's merchants.

Key words:
family education,home education,elite,elite,elite pedagogy,development of an elite personality,traditions of family education,best educational practices,merchants,merchant family