РЕАЛИЗАЦИЯ КОГНИТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

IMPLEMENTATION OF COGNITIVE TECHNOLOGY IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

АЛЕШУГИНА Елена Анатольевна, ВАГАНОВА Ольга Игоревна, АБРАМОВА Наталья Сергеевна, СМИРНОВА Жанна Венедиктовна

ALESHUGINA Elena Anatolyevna, VAGANOVA Olga Igorevna, ABRAMOVA Natalya Sergeevna, SMIRNOVA Zhanna Venediktovna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(35) 30.05.2021

Аннотация:
С развитием научно-технического прогресса, реформационных процессов в политической, экономической и социальной областях жизни общества, появилась необходимость в подготовке компетентных специалистов, обладающих критическим мышлением, готовых к обработке большого количества информации, принятию перспективных решений, постоянному профессиональному самосовершенствованию, выполнению различных видов когнитивной деятельности. Одним из способов решения данной задачи является поиск и реализация высшими учебными заведениями инновационных технологий, которые будут способствовать самореализации студента, его адаптации к быстро меняющимся условиям и формированию способности к воспроизведению полученного опыта в различных ситуациях. В статье раскрывается реализация когнитивной технологии в учебном процессе вуза. В основе когнитивной технологии лежат закономерности формирования и развития познавательной сферы человека, исследуемой в рамках когнитивной психологии, которая, в свою очередь, имеет целью изучение различных познавательных процессов человека. В процессе реализации когнитивной технологии студенты выполняют такие виды когнитивной деятельности как подбор целесообразных приемов решения поставленных задач, формирование результатов в различных форматах, решение задач различными способами, самостоятельное логичное построение аргументированной доказательной позиции, применение сформированного опыта в других областях когнитивной деятельности. Реализация когнитивной технологии в образовательном процессе вуза расширяет возможности подготовки студентов и способствует формированию их профессиональной компетентности.

Ключевые слова:
образовательные технологии,профессиональная подготовка,процесс обучения,когнитивная технология,профессиональная компетентность,образовательная среда,познавательные процессы,субъект образовательной деятельности,информационные технологии,информация,критическое мышление
Description:
With the development of scientific and technological progress, reformation processes in the political, economic and social areas of society, there is a need to train competent specialists with critical thinking, ready to process a large amount of information, make promising decisions, constant professional self-improvement, and perform various types of cognitive activity. One of the ways to solve this problem is the search and implementation of innovative technologies by higher educational institutions that will contribute to the student's self-realization, his adaptation to rapidly changing conditions and the formation of the ability to reproduce the experience gained in various situations. The article reveals the implementation of cognitive technology in the educational process of the university. Cognitive technology is based on the patterns of formation and development of the human cognitive sphere, studied in the framework of cognitive psychology, which, in turn, has the goal of studying various cognitive processes of a person. In the process of implementing cognitive technology, students perform such types of cognitive activity as the selection of appropriate methods for solving the assigned tasks, the formation of results in various formats, the solution of problems in various ways, the independent logical construction of a reasoned evidence position, the application of the formed experience in other areas of cognitive activity. The implementation of cognitive technology in the educational process of the university expands the opportunities for training students and contributes to the formation of their professional competence.

Key words:
educational technologies,vocational training,learning process,cognitive technology,professional competence,educational environment,cognitive processes,subject of educational activity,information technology,information,critical thinking