РЕФЛЕКСИЯ И САНОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ В ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

REFLECTION AND SANOGENIC THINKING IN THE EMOTIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER

МАЛЬЦЕВА Светлана Михайловна, КУЛИКОВА Анастасия Антоновна, ТРУНИНА Дарья Сергеевна, НИКОЛАЕВА Валерия Валерьевна

MALTSEVA Svetlana Mikhailovna, KULIKOVA Anastasia Antonovna, TRUNINA Darya Sergeevna, NIKOLAEVA Valeria Valeryevna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
Актуальные исследования рисуют ясную картину: люди с наличием развитого саногенного мышления более устойчивы к стрессам, проще адаптируются в социуме и имеют низкую тревожность. Целью работы является уточнение места рефлексии и саногенного мышления в образовательном процессе формировании эмоциональной компетентности педагога. Гипотеза исследования такова, что эмоциональная компетентность должна быть включена в перечень необходимых компетенций педагога, ее нужно формировать в процессе освоения различных дисциплин, прежде всего социально-гуманитарного цикла, и обучать будущих педагогов способам формирования саногенного мышления у обучающихся. В статье рассматриваются различные подходы к проблеме формирования саногенного мышления. Также представлены на основе теоретико-методологического анализа функции и структурные компоненты данного мышления: мотивационный, рефлексивный, эмоциональный и операциональный. С помощью опроса студентов педагогического вуза уточнена потребность в формировании более глубокого уровня рефлексии и саногенного мышления. Усвоение саногенного мышления обеспечивает совершенное приспособление человека, которое помогает ему контролировать свои эмоции. Авторы делают вывод: саногенное мышление - необходимый навык современного педагога. Однако на данный момент недостаточно разработана методика его формирования в процессе обучения, в том числе при помощи непсиходогических дисциплин.

Ключевые слова:
саногенное мышление,рефлексия,саморегуляция,психическое здоровье,личность,педагог,профессиональное образование,эмоциональная компетентность,обучение,профессиональное выгорание
Description:
Current research shows a clear picture: people with a developed sanogenic mindset are more resistant to stress, adapt more easily in society, and have low anxiety. The aim of the work is to clarify the place of reflection and sanogenic thinking in the educational process of forming the emotional competence of the teacher. The hypothesis of the study is that emotional competence should be included in the list of necessary competencies of a teacher, it should be formed in the process of mastering various disciplines, primarily the social and humanitarian cycle, and teach future teachers how to form sanogenic thinking in students. The article discusses various approaches to the problem of the formation of sanogenic thinking. The functions and structural components of this thinking are also presented on the basis of theoretical and methodological analysis: motivational, reflexive, emotional and operational. With the help of a survey of students of a pedagogical university, the need for the formation of a deeper level of reflection and sanogenic thinking was clarified. The assimilation of sanogenic thinking provides a perfect adaptation of a person, which helps him to control his emotions. The authors conclude: sanogenic thinking is a necessary skill of a modern teacher. However, at the moment, the methodology of its formation in the learning process, including with the help of non-psychodogical disciplines, is not sufficiently developed.

Key words:
sanogenic thinking,reflection,self-regulation,mental health,personality,teacher,professional education,emotional competence,training,professional burnout