РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ, С УЧЕТОМ УРОВНЯ СУВЕРЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ

RESULTS OF THE IMPLEMENTATION OF A COMPREHENSIVE PROGRAM FOR SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION, TAKING INTO ACCOUNT THE LEVEL OF SOVEREIGNTY OF THE PSYCHOLOGICAL SPACE OF THE INDIVIDUAL

АСТАХОВА Армини Аветиковна, Мартыненко Елена Александровна

ASTAKHOVA Armini Avetikovna, MARTYNENKO Elena Alexandrovna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(35) 30.05.2021

Аннотация:
Статья отражает использование нового субъектно-средового подхода к рассмотрению личности как психопространственного явления, в рамках которого ключевыми представлены понятия «психологическое пространство» и «психологическая суверенность» личности, являющиеся важным показателем психологического здоровья личности. Предложена комплексная программа социально-психологической адаптации молодых сотрудников органов внутренних дел к учебной и служебной деятельности, с учетом уровня психологического пространства их личности. Рассмотрены этапы ее проведения. Исследование, представленное в этой статье, направлено на определение результатов проведенной комплексной программы у восемнадцатилетних юношей и девушек, получающих высшее профессиональное образование в системе МВД России, проживающих в общежитии на закрытой территории университета. Результаты исследования позволили заключить, что целенаправленное формирование у сотрудников полиции профессионального самосознания, с учетом уровня суверенности психологического пространства личности, повышают уровень адаптации к условиям служебной и учебной деятельности. Молодой сотрудник органов внутренних дел начинает осознавать себя субъектом профессиональной деятельности, у него формируются все составляющие профессионального самосознания: когнитивный, эмоциональный и операционный. Данные исследования могут быть полезны при психологическом сопровождении молодых сотрудников в период их адаптации к условиям учебной и служебной деятельности, повышения профессионализма, профилактики эмоционального выгорания, закрепления кадров и целенаправленном формировании у молодых сотрудников органов внутренних дел профессионального самосознания, профессионального «Я-образа».

Ключевые слова:
личность,пространственно-средовой подход к исследованию личности,психологическая суверенность,психологическое пространство,психологическое здоровье,адаптация,профессиональное становление,профессиональное самосознание,профессионально-важные качества личности
Description:
The article reflects the use of a new subject-environment approach to the consideration of personality as a psychospatial phenomenon, in which the key concepts are "psychological space" and "psychological sovereignty" of the individual, which are an important indicator of the psychological health of the individual. A comprehensive program of socio-psychological adaptation of young employees of internal Affairs bodies to educational and official activities, taking into account the level of psychological space of their personality, is proposed. The stages of its implementation are considered. The research presented in this article is aimed at determining the results of a comprehensive program for eighteen-year-old boys and girls who receive higher professional education in the Ministry of internal Affairs of Russia, living in a dormitory on the closed territory of the University. The results of the study allowed us to conclude that the purposeful formation of professional self-awareness among police officers, taking into account the level of sovereignty of the psychological space of the individual, increases the level of adaptation to the conditions of official and educational activities. A young employee of the internal Affairs bodies begins to realize himself as a subject of professional activity, and all the components of professional self-awareness are formed: cognitive, emotional, and operational. These studies can be useful for psychological support of young employees during their adaptation to the conditions of training and official activities, professional development, prevention of emotional burnout, consolidation of personnel and purposeful formation of professional self-awareness and professional "Self-image" in young employees of internal Affairs bodies.

Key words:
personality,spatial-environmental approach to personality research,psychological sovereignty,psychological space,psychological health,adaptation,professional development,professional self-awareness,professionally important personality qualities