РОЛЬ АРГУМЕНТАЦИИ В НАУЧНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

Асташина Нина Игоревна, Камерилова Галина Савельевна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(31) 28.05.2020

Аннотация:
В статье раскрывается сущность и роль аргументации в научно-исследовательской деятельности бакалавров по экологии. Экологические исследования, осуществляемые «от явления к сущности» или «от проблемы - к результату», связаны с необходимостью объективного и полноценного доказательства полученных результатов. Это определяет важную роль аргументации как обоснования сформулированного научного суждения с помощью доводов, где наряду с логическими методами, применяются также эмоционально-психологические приемы убеждающего воздействия. Аргументы являются доказательствами тезиса в научно-исследовательской работе и представляют собой свод взаимосвязанных экологических утверждений. Аргументация сопряжена с коммуникативной деятельностью бакалавров, которая обеспечивает расширение научного взаимодействия, в том числе сетевого, на основе информационно-коммуникационных технологий. С опорой на имеющиеся в общей теории аргументации подходы, разработана модель аргументации в научно-исследовательской экологической деятельности бакалавров в вузе. Обоснованы ее общие принципы и охарактеризованы главные структурные компоненты: тезис, аргумент, демонстрация. Показано типологическое разнообразие аргументации, применяемое в экологических исследованиях: теоретическая и эмпирическая, рациональная и эмоциональная, находящиеся во взаимосвязи друг с другом. Обращено внимание на роль аргументации в освоении будущими выпускниками профессиональных компетенций в познавательной, исследовательской, коммуникативной видах экологической деятельности.

Ключевые слова: