РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВПО

THE ROLE OF SELF- EDUCATION IN THE DEVELOPMENT OF TEACHERS’ PROFESSIONAL COMPETENCE IN MODERN CONDITIONS OVER THE COURSE OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

АЛЕКСАНДРОВА Екатерина Валентиновна, БАРБАШЁВА Светлана Сергеевна

ALEKSANDROVA Ekaterina Valentinovna, BARBASHEVA Svetlana Sergeevna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(35) 30.05.2021

Аннотация:
Профессиональная компетентность является основной составляющей профессионализма и педагогического мастерства педагога. В роли структурных компонентов компетентности выступают различного рода компетенции. К ним относятся интеллектуально-педагогическая, коммуникативная, информационная и рефлексивная компетенции. При проведении педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, направленное на собственное развитие. Профессиональная среда, от которой зависит процесс формирования профессиональной компетентности, должна стимулировать профессиональное саморазвитие. Создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога в современных условиях внедрения ФГОС ВПО направлено на обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС. Нельзя недооценивать роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога в современных условиях при реализации ФГОС ВПО. Самообразование педагогов является основополагающим звеном в списке всех возможностей развития профессиональной компетентности педагога. Процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным на этапе введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у обучаемых универсальных учебных действий. Главную роль в процессе самообразования играет умение конкретизировать проблему, творчески переосмысливать процесс обучения и быть готовым к поиску нового. Работая по ФГОС ВПО нового поколения, преподаватель должен быть готов организовать учебный процесс с использованием инфокоммуникационных и интерактивных технологий обучения, должен научиться создавать и использовать современную образовательную среду, способствующую развитию личностной сущности обучающегося, быть способен устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, и, что немаловажно, проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

Ключевые слова:
профессиональная компетентность,педагогическое мастерство,компетенция,профессионализм,саморазвитие,самообразование,образовательный стандарт,универсальные учебные действия,процесс обучения,интерактивные технологии обучения
Description:
Professional competence is the main component of the teacher's professional behavior and pedagogical skills. The role of structural components of competence is played by various types of adequacy. Among them are: intellectual, communicative, informational, and reflexive ones. When conducting teaching activities, it is necessary to improve and to develop teacher’s skills. The professional environment that determines the process of forming professional competence should encourage professional self-development. The establishment of a continuing professional system development in modern conditions over the course of Federal State Educational Standards of Higher Professional Education is aimed at supporting teacher’s professional readiness in the field of FSES implementation. We should not underestimate the role of self-education in the development of teachers’ professional competence in modern conditions over the course of Federal State Educational Standards of Higher Professional Education. Self-education of teachers is a fundamental link in the list of all opportunities for professional teacher’s competence. The process of teachers’ self-education has become especially relevant at the stage of introduction of FSES due to the fact that the main idea of standards is the development of universal educational actions for students. The main role in the process of self-education is played by the ability to concretize the problem, to rethink the learning process creatively and to be ready for searching new things. Working in accordance with the new generation of Federal State Educational Standards, the teacher must be ready to organize the educational process using Information and Communications technologies, must learn to create and use a modern educational environment, be able to establish interaction with other subjects of the educational process, and, importantly, design and implement professional self-education.

Key words:
professional competence,pedagogical skills,adequacy,professionalism,self-development,self-education,educational standard,universal learning activities,learning process,interactive learning technologies