САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ И ОТНОШЕНИЕ К СОБСТВЕННОЙ ОДАРЁННОСТИ У ПОДРОСТКОВ

SELF-EFFICIENCY AND ATTITUDE TO OWN GIFT AT TEENAGERS

ВОЛКОВА Елена Николаевна, ВАСИЛЬЕВА Светлана Викторовна

VOLKOVA Elena Nikolaevna, VASILEVA Svetlana Viktorovna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
Самоэффективность рассматривается в психологии в качестве предиктора успешности и высоких достижений. Изучение самоэффективности, а также взаимосвязанных с ней факторов отношения к себе, деятельности и общению у одарённых подростков является актуальной и недостаточно проработанной темой. В нашем исследовании принимали участие 422 одарённых подростка в возрасте 15-17 лет с математической, гуманитарной, спортивной, лидерской и естественнонаучной одарённостью. Методическим инструментарием были выбраны методика М. Маддукс и Д. Шеер в адаптации Л.В. Бояринцевой и Р.Л. Кричевского, а также анкета для изучения отношения подростков к собственной одарённости. По результатам исследования получены нормативные значения для подросткового возраста по шкалам самоэффективности в предметной деятельности и общении и обобщенному показателю самоэффективности. Были описаны факторы, характеризующие отношение подростков к одарённости: одаренность как ресурс достижения социального успеха; риск социальной депривации в среде ровесников; мотивационно-волевая регуляция как ресурс высоких достижений; уверенность в собственной одаренности; опыт соревнований как условие высоких достижений; самореализация в референтной среде; риск физического неблагополучия. Были выявлены различия в самоэффективности у подростков с разными видами одарённости. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности их использования при разработке и реализации программ психолого-педагогического сопровождения подростков.

Ключевые слова:
самоэффективность,самоэффективность в предметной деятельности,самоэффективность в общении,одарённые подростки,виды одаренности,отношение к собственной одарённости,психологическое благополучие одарённых подростков
Description:
Self-efficacy is considered in psychology as a predictor of success and high achievements. The study of self-efficacy, as well as factors related to it, self-reliance, activity and communication gifted teenagers is a relevant and underdeveloped topic. Our study involved 422 gifted adolescents aged 15-17 with mathematical, humanitarian, sports, leadership, and natural science talents. Methodological tools have been chosen methodology M. Madduks and D. Scheer in adaptation L.V. Boyarintseva and R.L. Krichevsky, and a questionnaire to study the attitude of adolescents to own giftedness. According to the results of the study, normative values for adolescence were obtained on self-efficacy scales. The factors characterizing the attitude of adolescents to giftedness were described: giftedness as a resource for achieving social success; the risk of social deprivation among peers; motivational-volitional regulation as a resource of high achievements; confidence in one's own giftedness; experience of competitions as a condition of high achievements; self-realization in a reference environment; risk of physical distress. Differences in self-efficacy were identified in adolescents with different types of giftedness. The practical significance of the results lies in the possibility of their use in the development and implementation of programs of psychological and pedagogical support of teenagers.

Key words:
self-efficacy,self-efficacy in the subject activity,self-efficacy in communication,gifted teenagers,types of giftedness,attitude to own giftedness,psychological well-being of gifted adolescents