САМООБРАЗОВАНИЕ В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ

Татаринов Константин Анатольевич, Бовкун Любовь Евгеньевна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(31) 28.05.2020

Аннотация:
Самообразование имеет давние и богатые традиции в образовательной практике. Знаменитыми самоучками были М. Горький, Л. Толстой, Ж. Руссо, Т. Эдисон. Из биографий этих людей можно познать историю самообучения и закономерности этого долговременного процесса. Современное цифровое общество и экономика, основанная на знаниях требуют постоянного углубления и приобретения знаний, а также самостоятельной работы над собой в области развития моральных, интеллектуальных и социальных компетенций. Большое значение для самообучения играет период юности, когда хорошо организованное академическое образование уступает место самостоятельной интеллектуальной активности, а внешняя мотивация превращается во внутреннюю в виде личной работы над собой. Важную роль в самообучающейся молодёжной деятельности наряду с вузом и семьёй играет социальная среда места проживания. Интеллектуальное и социально-нравственное развитие молодёжи, включая проблему саморазвития, в значительной степени обусловлено социальной средой, в которой растет человек. В статье рассматриваются факторы, способствующие самообучению и влияющие на его эффективность. Автор акцентирует внимание на причину отказа преподавателей заниматься вопросами самообучения самих себя и своих учеников.

Ключевые слова: