САМОСОЗНАНИЕ ДИ- И МОНОЗИГОТНЫХ БЛИЗНЕЦОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кузьмина Анна Сергеевна, Прайзендорф Екатерина Сергеевна, Фокина Наталья Владимировна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(32) 29.08.2020

Аннотация:
Целью работы стало изучение особенностей самосознания ди- и монозиготных близнецов дошкольного возраста. В работе приведены результаты сравнительного анализа самооценки, уровня притязаний и особенностей внутрипарного взаимодействия близнецов дошкольного возраста. Методы исследования : комплекс качественных и количественных методов для выявления особенностей сомосознания близнецов дошкольного возраста, включающие в себя оценку уровня притязаний, самооценки, наблюдение за игровой деятельностью. В качестве методов математико-статистической обработки данных использован U-критерий Манна-Уитни для выявления различий в группах испытуемых, корреляционный анализ для выявления взаимосвязи между экспериментальными параметрами. Результаты : в работе рассмотрены особенности близнецовой ситуации как особой социальной ситуации дошкольника, проанализированы эффекты влияния близнецовой ситуации на развитие личности дошкольника. Проанализированы особенности развития самосознания в дошкольном возрасте. Представлены результаты эмпирического исследования самосознания ди- и монозиготных близнецов. Определены и описаны особенности разделения ролей в паре близнецов, выделении ведущего и ведомого близнеца в соответствии с очередностью рождения. Научная новизна исследования представлена выявленными различиями особенностей самосознания ди- и монозиготных близнецов дошкольного возраста. Практическая значимость : основные результаты и выводы исследования могут оказаться полезными педагогам-психологам дошкольных образовательных учреждений для создания психолого-педагогических условий дошкольникам с близнецовой ситуацией развития.

Ключевые слова: