СИНДРОМ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ КАК СЛЕДСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КРИЗИСА У ПЕДАГОГОВ

Амбалова Светлана Алексеевна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 1(30) 29.02.2020

Аннотация:
Статья посвящена анализу и обобщению теоретических и эмпирических исследований по проблеме «развития профессионального кризиса у педагогических работников как следствия психического выгорания». Данная проблема в статье рассматривается с позиций требований к модели современного педагога в условиях внедрения новых образовательных стандартов, предполагающего овладение педагогами совокупностью необходимых универсальных и общепрофессиональных компетенций. Синдром эмоционального выгорания чаще всего встречается у работников, которые оказывают какую-либо помощь, к примеру работникам в сфере здравоохранения, образования, социальной помощи. Когда у человека проявляются симптомы психического выгорания как следствие профессионального кризиса, ему становится труднее реагировать на изменения и требования профессии, поддерживать отношения с учениками и коллегами. Эффективная психологическая помощь при профессиональном кризисе у педагога главным образом опирается на «терапевтические условия», описанные в клиент-центрированной психотерапии К. Роджерса, среди них мы остановимся на следующих: принятие профессионального мира педагога, эмпатическое понимание, активное слушание и помощь в вербализации педагогического опыта. Педагог может избежать проявления кризисных состояний в случае, если: работа не вызывает у педагога чувства опасения, напряжения, неуверенности и т.д.; он успешно овладевает необходимыми универсальными, общекультурными и профессиональными компетенциями, определенными для профессиональной деятельности педагога в новых образовательных стандартах; профессиональная деятельность нацелена на карьерный рост; в адаптационный период успешно усваивает профессиональную роль и входит в нее, отождествляя себя с профессией, должностью; поведение педагога соответствует нормам, ценностям приоритетам образовательной организации в процессе взаимодействия с коллегами и обучающимся.

Ключевые слова: