СНИЖЕНИЕ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА: ПРОБЛЕМА ИЛИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ?

Грязнова Елена Владимировна, Уткина Таисия Николаевна, Багимова Оксана Александровна, Кашина Екатерина Владимировна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(31) 28.05.2020

Аннотация:
В процессе глобализации и информатизации в современном обществе изменяется социокультурное пространство. Формируется новое пространство культуры, в котором приоритетными становятся иные ценности, нормы и правила поведения, иные смыслы, нежели те, которые существовали в традиционном обществе. Коренным образом изменилась и система социальных отношений, виды деятельности, язык, а, следовательно, и сознание современного поколения. На смену книжной культуре приходят информационные технологии, которые активно используются в процессе социализации личности. Развитие человека начинается с самого рождения. Первые годы жизни являются самыми главными в процессе социализации. За многовековой опыт человечество разработало достаточно эффективные механизмы социализации личности, среди которых книжная культура являлась самым главным, отвечающим за развитие мышления, речи, творческих соборностей. Сегодня сама книга как артефакт и ее содержание как отражение системы ценностей традиционного общества утрачивают свою актуальность. Этот процесс отражается на современных дошкольниках, которые не могут нести ответственность за стартовые возможности в своем развитии. Взрослые, отвечающие за данный процесс, создали противоречие, в котором с одной стороны, считается, что традиционная книга необходима для развития человеческого сознания, а, с другой стороны, она не отвечает требованиям современного общества по многим критериям. Меняется сам человек, меняется общество. Возможно, должна измениться и книга, чтобы способствовать формированию качеств человека, соответствующего новой эпохе.

Ключевые слова: