СОТРУДНИЧЕСТВО В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И УСЛОВИЯ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ

COOPERATION IN THE PLAY ACTIVITIES OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN AND THE CONDITIONS FOR ITS FORMATION

ЗАЙЦЕВА Ольга Юрьевна, КАРИХ Виктория Вячеславовна

ZAYTSEVA Olga Yuryevna, KARIKH Victoria Vyacheslavovna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста посредством строительно-конструктивных игр. Методы: комплекс диагностических процедур включал в себя задания, разработанные Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной и ориентированные на оценку когнитивно-коммуникативного компонента сотрудничества; Г.А. Цукерман ориентированных на оценку поведенческого и эмоционального компонентов сотрудничества. Результаты : исследования позволили выявить, что большинство детей старшего дошкольного возраста отнесено к среднему уровню сотрудничества (50% детей экспериментальной группы и 60% контрольной группы). Нами были выявлены следующие особенности сотрудничества детей 6-7 лет. Так, когнитивный компонент: дети активно вступают во взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Во время общения чувствуют себя спокойно, однако в игровых группах остаются не долго. Проявляют культуру общения эпизодически часто при напоминании взрослого. Процесс невербального общения часто преобладает над вербальным. Дети много жестикулируют, предпочитают показывать, но не объяснять. Однако если нужно, то дети могут охотно объяснить. Поведенческий компонент: дети могут договариваться, строить свои взаимоотношения, умеют согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению в самом начале работы, однако в процессе работы забывают про договор, и не стремятся продолжить диалог, поэтому результат получается разный. При этом при оценке общего результата перекладывают ответственность друг на друга. Эмоциональный компонент: дети слабо проявляют чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнеру по общению. Не могут в достаточной степени оценить эмоциональное поведение друг друга: торопят, прикрикивают, поэтому положительна эмоциональная сфера бывает не всегда благоприятной при взаимодействии. Научная новизна : в статье на основе использования комплекса психолого-педагогических методов выявлены и охарактеризованы динамика и условия формирования сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о сущности и тенденциях формирования сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова:
отрудничество,образовательный процесс,дети старшего дошкольного возраста,игра,игровая деятельность,строительно-конструктивная игра
Description:
Objective: to theoretically substantiate and experimentally test the pedagogical conditions for the formation of cooperation in children of senior preschool age through construction and constructive games. Methods: the complex diagnostic procedures included tasks designed by G.A. Uruntaeva, J.A. Avancini and focused on assessing the cognitive-communicative component of cooperation; G.A. Zuckerman focused on the assessment of behavioral and emotional components of interaction. Results: the research revealed that the majority of children of senior preschool age are assigned to the average level of cooperation (50% of children in the experimental group and 60% of the control group). We have identified the following features of cooperation between children aged 6-7 years. So, the cognitive component: children actively interact with adults and peers. They feel calm during communication, but they don't stay in game groups for long. They show a culture of communication episodically often when reminded by an adult. The process of nonverbal communication often prevails over verbal communication. Children gesticulate a lot, prefer to show, but not to explain. However, if necessary, children can readily explain. Behavioral component: children can negotiate, build their relationships, and are able to coordinate their actions, opinions, and attitudes with the needs of their fellow communicators at the very beginning of work, but in the process of work they forget about the contract and do not seek to continue the dialogue, so the result is different. At the same time, when evaluating the overall result, the responsibility is shifted to each other. Emotional component: children show little sensitivity, responsiveness, empathy for their communication partner. They can not sufficiently evaluate each other's emotional behavior: they hurry and shout, so the positive emotional sphere is not always favorable when interacting. Scientific novelty: in the article uses a complex of psychological and pedagogical methods to identify and characterize the dynamics and conditions for the formation of cooperation in older preschool children. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activities when considering the issues of the essence and trends in the formation of cooperation in older preschool children.

Key words:
cooperation,educational process,children of senior preschool age,game,game activity,construction and constructive game