СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

SOCIALIZATION OF CHILDREN FROM DISADVANTAGED FAMILIES

СУЛЕЙМАНОВА Раиса Валиабдулаевна, ЕРМИЛОВА Наида Шаирсултановна

SULEIMANOVA Raisa Valiabdulaevna, ERMILOVA Naida Shairsultanovna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
Цель: выявить особенности социализации детей из неблагополучных семей, определить социальных агентов в процессе становления личности ребенка. Методы : ретроспективный и современный анализ литературы по исследуемой проблеме, диалектический подход к процессу социализации личности ребенка, обобщение педагогического опыта по вопросам семейного воспитания, наблюдение и интерпретация девиаций (причины, виды, формы) ребенка, изучение протоколов школьного психолога. Результаты : на основе проведенного исследования мы пришли к выводу, что именно влияние неблагополучной семьи является тем фактором, который в наибольшей степени обуславливает негативный ход развития и социализации детей. В некоторых случаях, именно условиях неблагополучных семей и могут стать причиной приобщения ребенка к противоправным практикам и иным отклонениям в поведении ребенка. Научная новизна : уточнено понятие социализация детей из неблагополучных семей, систематизировано и охарактеризованы группы неблагополучных семей: открытая (конфликтные семьи, проблемные семьи, семьи с асоциальным поведением членов семьи, семьи с членами с аморально-криминальными наклонностями, семьи с недостатком воспитательных ресурсов), скрытая (внутренние психологические конфликты и противоречия). Практическая значимость : основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о социализации личности ребенка из неблагополучной семьи, а также в семейном воспитании личности ребенка.

Ключевые слова:
социализация,неблагополучные семьи,ресоциализация,агенты социализации,психологический климат,деформация семейных ценностей,семейное воспитание,социальный опыт,противоправные нарушения,адаптация
Description:
Purpose: to identify the features of socialization of children from disadvantaged families, to identify social agents in the process of becoming a child's personality. Methods: retrospective and modern analysis of the literature on the problem under study, dialectical approach to the process of socialization of the child's personality, generalization of pedagogical experience on family education, observation and interpretation of deviations (causes, types, forms) of the child, study of the protocols of the school psychologist. Results: based on the conducted research, we came to the conclusion that it is the influence of a dysfunctional family that is the factor that most determines the negative course of development and socialization of children. In some cases, it is the conditions of dysfunctional families that can cause the child to become involved in illegal practices and other deviations in the child's behavior.

Key words:
socialization,dysfunctional families,resocialization,agents of socialization,psychological climate,deformation of family values,family education,social experience,illegal violations,adaptation