СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЗНАНИЯ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ В ИНОЯЗЫЧНОЙ СРЕДЕ (НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО)

SOCIOCULTURAL KNOWLEDGE AS A MEANS OF ADAPTATION IN A FOREIGN LANGUAGE (AT THE LESSONS OF RUSSIAN LANGUAGE AS A FOREIGN LANGUAGE)

ПЕТРОВА Наталья Эдуардовна

PETROVA Natalia Eduardovna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
В статье даётся методическое описание урока по дисциплине «Русский язык как иностранный» по социокультурной тематике: «Молодёжь - будущее планеты». Данная лексическая тема предназначена для изучения и обсуждения иностранными студентами, изучающими русский язык на базовом или первом сертификационном уровне. В зависимости от распределения учёбных часов для изучения русского языка эта тема может рассматриваться как на подготовительном отделении, так и на 1 или 2 курсе. Конечно, тема достаточно благодатная для обсуждения на любом этапе изучения языка, однако с точки зрения социокультурной адаптации иностранцев целесообразно урок по такой теме проводить, когда студенты приобретают достаточный словарный запас, а знание языка достигает такого уровня, когда учащийся может задать вопрос, сформулировать и аргументировать свою точку зрения. В методической разработке представлены не только текстовый материал и система заданий для развития речевых навыков, но и словарь темы с оптимальным набором лексики по данной тематике и система грамматических и синтаксических упражнений. Лексическая тема и всё построение урока позволяет студентам не только обмениваться мнениями, но взглянуть на эту проблему глазами русскоязычного молодого человека, найти общие для всех проблемы и способы их решения.

Ключевые слова:
интеграция образования,социокультурная и языковая адаптация,лексическая тема,виды речевой деятельности,методическое описание
Description:
The article provides a methodological description of a lesson on the discipline "Russian as a foreign language" on socio-cultural topics: "Youth is the future of the planet." This lexical topic is intended for study and discussion by foreign students studying Russian at the basic or first certification level. Depending on the distribution of academic hours for studying the Russian language, this topic can be considered both in the preparatory department and in the 1st or 2nd year. Of course, the topic is fertile enough for discussion at any stage of language learning, however, from the point of view of the socio-cultural adaptation of foreigners, it is advisable to conduct a lesson on such a topic when students acquire sufficient vocabulary, and knowledge of the language reaches a level where the student can ask a question, formulate and argue your point of view. In the methodological development, not only textual material and a system of tasks for the development of speech skills are presented, but also a dictionary of the topic with an optimal set of vocabulary on this topic and a system of grammatical and syntactic exercises. The lexical topic and the entire structure of the lesson allows students not only to exchange opinions, but to look at this problem through the eyes of a Russian-speaking young person, to find common problems for all and ways to solve them.

Key words:
integration of education,sociocultural and linguistic adaptation,lexical topic,types of speech activity,methodological description