СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО В ВУЗЕ

IMPROVEMENT OF COMMUNICATIVE SKILLS BY USING SITUATION TASKS IN THE PRACTICE OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE AT THE UNIVERSITY

РУБЦОВА Елена Викторовна, ДЕВДАРИАНИ Наталья Валерьевна

RUBTSOVA Elena Viktorovna, DEVDARIANI Natalia Valerievna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
Обучение аудированию и говорению иностранных студентов - одна из самых важных задач в преподавании русского языка как иностранного. Значимость и в то же время сложность заключается в том, что языковым материалом нужно овладеть в совершенстве и пользоваться им как средством общения. Для достижения поставленной цели современные методисты и педагоги рекомендуют использовать ситуационные задачи. В данной статье авторы исследуют теоретические работы, в которых изложены основные принципы построения и использования ситуационных задач. Также выделяются основные критерии, являющиеся базовыми для составления любых ситуационных задач. Авторы отмечают, что для развития одного из ведущих принципов обучения русскому языку как иностранному - коммуникативного - целесообразно составить и использовать базу ситуационных задач. При обучении русскому языку как иностранному на первом курсе университета материал обычно выстраивается по тематическому принципу. В процессе изучении лексических тем целесообразно применять метод ситуационных задач. Авторы описывают базу ситуационных задач, разработанных на кафедре русского языка и культуры речи Курского государственного медицинского университета, а также приводят примеры определенного вида заданий, направленных на развитие навыков аудирования и говорения у студентов-иностранцев.

Ключевые слова:
русский язык как иностранный,коммуникативный принцип,обучение,говорение,аудирование,иностранные студенты,ситуационные задачи,навык,общение,речевое взаимодействие,учебный процесс
Description:
Teaching listening and speaking to foreign students is one of the most important tasks in teaching Russian as a foreign language. The significance and at the same time the complexity lies in the fact that the linguistic material should be mastered perfectly and used as a means of communication. To achieve this goal, modern methodologists and teachers recommend using situational tasks. In this article, the authors examine theoretical works that outline the basic principles of constructing and using situational tasks. Also, the main criteria are highlighted, which are basic for the preparation of any situational tasks. The authors note that for the development of one of the leading principles of teaching Russian as a foreign language - communicative - it is advisable to compile and use a base of situational tasks. When teaching Russian as a foreign language in the first year of the university, the material is usually arranged according to the thematic principle. In the process of studying lexical topics, it is advisable to apply the method of situational tasks. The authors describe the base of situational tasks developed at of the Russian Language and Speech Culture Department of Kursk State Medical University, and also give examples of a certain type of tasks aimed at developing listening and speaking skills among foreign students.

Key words:
Russian as a foreign language,communicative principle,teaching,speaking,listening,foreign students,situational tasks,skills,communication,speech interaction,educational process