СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

IMPROVEMENT OF THE LEARNING EXPERIMENT IN A TECHNICAL UNIVERSITY

КУРЕНЩИКОВ Александр Владимирович

KURENSHCHIKOV Alexander Vladimirovich

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
Статья посвящена совершенствованию учебного эксперимента в техническом вузе, как одному из аспектов повышения качества подготовки инженеров. Актуальность проблемы качества подготовки технических специалистов не вызывает сомнений и признаётся на всех уровнях законодательной и исполнительной власти. В статье приводится анализ публикаций по этой тематике за последнее время. Показано, что развитию учебного эксперимента в вузе практически не уделяется внимание, хотя эта работа очень важна для качественной подготовки современного инженера. В статье рассмотрены особенности и возможности совершенствования учебного эксперимента в техническом вузе, предложены способы активизации научно-исследовательской работы студентов при выполнении курсовых работ-исследований. Приводится план курсовой работы-исследования, с подробным описанием каждого пункта. Показано, что основным требованием, предъявляемым к курсовым работам-исследованиям, должна быть актуальность их тематики. Отмечается необходимость самостоятельной деятельности студента по сбору и анализу теоретического материала по работе, проведение экспериментов на реальном, а не «виртуальном» лабораторном оборудовании. Отмечается также необходимость технически грамотного оформления отчёта и публичное выступление с ним пред профессиональной аудиторией на площадках различных конкурсов, семинаров, конференций. В качестве примера, приводится фрагмент курсовой работы-исследования, подтверждающий, по мнению автора, эффективность такого подхода к повышению качества обучения техническим наукам в вузе.

Ключевые слова:
образование,обучение,учебный процесс,качество,междисциплинарность,исследование,эксперимент,технические науки,курсовая работа,подготовка инженеров,университет
Description:
The article is devoted to improving the educational experiment in a technical university, as one of the aspects of improving the quality of training for engineers. The urgency of the problem of the quality of training of technical specialists is beyond doubt and is recognized at all levels of legislative and executive power. The article provides an analysis of recent publications on this topic. It is shown that practically no attention is paid to the development of an educational experiment at the university, although this work is very important for the high-quality training of a modern engineer. The article discusses the features and possibilities of improving the educational experiment in a technical university, suggests ways to enhance the research work of students in the course of research coursework. The plan of the course work-research is given, with a detailed description of each item. It is shown that the main requirement for coursework-research should be the relevance of their subject. The necessity of the student's independent activity in collecting and analyzing theoretical material on the work, conducting experiments on real, not “virtual” laboratory equipment, is noted. The need for a technically competent design of the report and a public presentation with it in front of a professional audience at the sites of various competitions, seminars, conferences is also noted. As an example, a fragment of a term paper-research is given, confirming, according to the author, the effectiveness of such an approach to improving the quality of teaching technical sciences at a university.

Key words:
education,training,learning process,quality,interdisciplinarity,research,experiment,technical sciences,coursework,engineering training,university