СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ ПОБУЖДЕНИЯ К ДЕЙСТВИЮ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Девдариани Наталья Валерьевна, Рубцова Елена Викторовна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 4(33) 30.11.2020

Аннотация:
Отмечая актуальность изучения трудностей образования глагольных форм в современной методике преподавания русского языка как родного, так и иностранного, в данной статье анализируются способы и формы образования глагольных форм повелительного наклонения в русском языке. Авторы подчеркивают необходимость методически грамотного объяснения студентам образование глагольных форм повелительного наклонения и их использование в речи, т.к. эта грамматическая тема, зачастую, изучается студентами неязыковых вузов не в полном объеме. На основе приводимых примеров рассматриваются особенности построения побудительных высказываний в формах индикатива прошедшего времени единственного и множественного числа; в формах будущего времени 1лица множественного числа; образование форм повелительного наклонения от возвратных глаголов с постфиксом - ся ; от глаголов, имеющих чередование; от глаголов, у которых отсутствует форма повелительного наклонения (ехать, ездить, видеть, слышать); а также рассматривается наличие в русском литературном языке двух форм императива с суффиксом - и и без него (испорти и испорть, выброси и выбрось) и т.д. Отмечается, что изучение использования глагольных форм не должна заканчиваться на начальном (уровень А1 - А2) этапе изучения русского языка как иностранного. На продвинутом этапе (уровень Б1 - Б2) особое внимание желательно уделять стилистике, то есть сфере употребления, а также различным грамматическим средствам, использующимся для выражения побуждения к действию.

Ключевые слова: