СТРУКТУРА КОГНИТИВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО СТЕРЕОТИПА О ТИПИЧНОМ БРИТАНЦЕ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ)

Туарменский Владимир Викторович, Туарменская Анжела Валерьевна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 1(30) 29.02.2020

Аннотация:
Цель : определить структуру когнитивной составляющей национального стереотипа. Методы : системный подход к познанию стереотипов, позволяющий комплексно рассмотреть данный феномен, определить и подвергнуть анализу его структуру, объяснить внутренние механизмы его функционирования. Типологический подход представляет собой логико-методологическую процедуру, позволяющую обнаружить тот минимум существенных признаков этноса, которые составляют внутренне устойчивое ядро стереотипа. В результате применения типологического подхода общее пространство стереотипа становится дифференцированным и в нём возможно выделить узловые образования (типы). Применение данных подходов обусловило методический аппарат работы. Сравнительный метод позволяет соотносить однопорядковые явления, с целью выделения в их массиве общего и различного с целью классификации и типологии. Опросные методы применялись в работе для сбора первичной социальной информации. Метод ранжирования использовался для осуществления процедуры упорядочения объектов внутренней структуры стереотипа. Результаты : на основе выборочного опроса студентов языкового вуза, определена структура национального стереотипа, сделан вывод о его системном характере. Научная новизна : в статье впервые на основе использования и анализа комплекса опросных методик исследована внутренняя структура когнитивной составляющей национального стереотипа. Практическая значимость : основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов, связанных с необходимостью разрушения негативных национальных стереотипов.

Ключевые слова: