СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ К РАЗВИТИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИРОДООХРАННЫХ ЗНАНИЙ

STRUCTURAL COMPONENTS OF THE PROFESSIONAL READINESS OF A FUTURE GEOGRAPHY TEACHER FOR THE FORMATION OF ENVIRONMENTAL KNOWLEDGE IN STUDENTS

СКАФА Елена Ивановна, ЕФИМОВА Анна Юрьевна

SKAFA Elena Ivanovna, EFIMOVA Anna Yurievna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
Учитывая понятие готовности к профессиональной деятельности будущих учителей, в статье проведен сравнительный анализ основных элементов, входящих в понятие профессиональной готовности к педагогической деятельности, дана характеристика ее психологической, научно-теоретической и практической составляющих. Выявлено, что учитывая специфику деятельности учителя географии в современной школе, необходимо выделить основные компоненты готовности будущего учителя географии к развитию природоохранных знаний у обучающихся. В работе введено понятие готовности будущего учителя географии к профессионально-педагогической деятельности, в том числе и по формированию у школьников географического мышления и их развитию в области природоохранных знаний. На основе исследования различных психолого-педагогических компонентов педагогической готовности в статье представлен авторский подход к выбору структурных компонентов готовности будущего учителя, которые в наибольшей степени подготавливают современного учителя географии к работе в условиях трансформации и цифровизации образования и способствуют развитию природоохранных знаний у обучающихся. К ним отнесены: организационно-мотивационный, информационно-познавательный и оценочно-рефлексивный компоненты. На примере образовательной программы направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профиль: география и обществознание) Донецкого национального университета спроектирована система обучения студентов-географов по формированию у них каждого компонента готовности.

Ключевые слова:
готовность,виды готовности,будущие учителя географии,профессиональная подготовка,природоохранные знания
Description:
Taking into account the concept of readiness for professional activity of future teachers, the article provides a comparative analysis of the main elements included in the concept of professional readiness for pedagogical activity, gives a characteristic of its psychological, scientific, theoretical and practical components. It was revealed that taking into account the specifics of the activity of a geography teacher in a modern school, it is necessary to highlight the main components of the readiness of a future geography teacher for the development of environmental knowledge among students. The paper introduces the concept of the readiness of a future teacher of geography for professional and pedagogical activities, including the formation of geographical thinking in schoolchildren and their development in the field of environmental knowledge. Based on the study of various psychological and pedagogical components of pedagogical readiness, the article presents the author's approach to the choice of the structural components of the future teacher's readiness, which to the greatest extent prepare the modern geography teacher for work in the conditions of the transformation and digitalization of education and contribute to the development of environmental knowledge among students. These include: organizational-motivational, information-cognitive and evaluative-reflexive components. On the example of the educational program of the 44.03.05 Pedagogical Education (profile: geography and social studies) Donetsk National University, a system of teaching geography students to form each component of their readiness has been designed.

Key words:
readiness,types of readiness,future geography teachers,professional training,environmental knowledge