СВЯЗЬ АГРЕССИИ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Токарь Оксана Владимировна, Баженова Наталья Геннадьевна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(31) 28.05.2020

Аннотация:
В статье представлены результаты исследования связи и взаимовлияния агрессии и коммуникативной компетентности в юношеском возрасте с учетом пола. Корреляционный анализ, выявил, что в выборке юношей наблюдается большее количество взаимосвязей в целом, чем в выборке девушек. Качественно взаимосвязи отличаются тем, что в выборке юношей, практически все параметры агрессивности связаны с коммуникативной толерантностью, т.е. проявление того или иного агрессивного параметра, неизбежно связано с увеличением нетерпимости к окружающим, они не могут принимать индивидуальности встречающихся людей, начинают оценивать людей исходя из собственного «Я», категорично и неизменно оценивают окружающих, не умеют скрывать неприятные впечатления, когда сталкиваются с некоммуникабельными качествами людей, переделывают и перевоспитывают партнёров, подгоняют их под себя делая удобными, обижаются, проявляют нетерпимость к дискомфортным состояниям окружающих, не могут адаптироваться во взаимодействии с людьми. В выборке девушек все параметры агрессивности, в основном, связаны между собой. С коммуникативной толерантностью связаны только провоцирование агрессии у окружающих и склонность к отражённой агрессии, т.е. проявление этих агрессивных реакций сочетается с тем, что у девушек увеличивается склонность переделывать и перевоспитывать партнёров и им трудно адаптироваться во взаимодействии с окружающими. Результаты регрессионного анализа также показали существенные различия в группах юношей и девушек по влиянию показателей агрессивности на коммуникативную компетентность, а именно: в группе юношей мы видим, что все показатели агрессивности оказывают влияние на коммуникативную компетентность, а в группе девушек только провоцирование агрессии и склонность к отражённой агрессии оказывают влияние на склонность переделывать и перевоспитывать партнёра и на адаптационные способности во взаимодействии с людьми. Т.е. все показатели агрессивности качественно снижают уровень коммуникативной компетентности юношей, у девушек такого снижения коммуникативной компетентности под влиянием показателей агрессивности мы не наблюдаем.

Ключевые слова: