ТЕАТР И ОБРАЗОВАНИЕ: НЕСТАНДАРТНЫЙ ПОДХОД К РАСШИФРОВКЕ РОДСТВА ЯВЛЕНИЙ

THEATRE AND EDUCATION: NON-TRIVIAL APPROACH TO DECODE THE RELATIONSHIP OF PHENOMENA

ФОМИН Максим Сергеевич

FOMIN Maxim Sergeevich

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(35) 30.05.2021

Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению таких явлений духовной жизни и духовного производства человека как театр и образование. Задачей является нестандартное, т.е. нетривиальное осмысление их сущности, т.е. попытка взглянуть внутрь, на то, что не лежит на поверхности, а потому доступно не многим. Это особенно важно в настоящее время в виду ускользания от современника концептуальных идей и смыслов, потеря которых обесценивает то или иной явление, в том числе и принятые для понимания в данном исследовании. Представляется, что рядоположение театра и образования как явлений позволяет обнаружить то, что может и должно обогатить каждое из них как в собственно философском (уровень концептуальных идей, мировоззренческий, идеологический пласт), так и в именно практическом (профессиональные решения, оптимизирующие восприятие послания и его проникновение в душу человека) аспектах. Это необходимо и важно для увеличения степени эффективности каждого их них в их духовном производстве. Важной опорой в реализации данной задачи представляется накопленный теоретический опыт признанных специалистов своего дела. В концептуальном плане - это философы. В практическом - это деятели в области театра. Данный подход позволяет убедительно доказать, что каждая из рассматриваемых сфер жизни человека и общества - это именно искусство. При таком подходе философский уровень обеспечивает смысловую поддержку, а практический позволяет оптимальным образом доводить и доносить до сознания современника концептуальные нормы и императивы, вкладываемые и транслируемые произведением и его постановкой. Использованные первоисточники, лично осмысленные автором исследования, есть частная позиция, воззрение и понимание. Однако это не просто компиляция и эклектика. Это именно осмысленные, результаты которого были апробированы в личной практике образовательной и воспитательной работы с современными студентами, которая нуждается и требует и концептуальной поддержки и практических методов эмоционального заражения аудитории (студенты в образовании) или публики (зрители в театре). Именно рядоположение двух явлений, благодаря которому каждое из них обогащается и укрепляется, позволяет повысить степень эффективности достижения задач каждой из них. Концептуальный, стратегический эффект в таком случае и подходе заключается в том, что таким образом, появляется действенный ресурс противодействия двум серьезным вызовам современности: во-первых, распространению симплификации восприятия и понимания происходящего в актуальной действительности, а, во-вторых, усилению опошливания важнейших сфер и явлений жизни личности и общества в целом. В этом смысле театр и образование оказываются под ударом деструктивных тенденций раньше и сильнее всех прочих. Материал исследования - личные воззрения автора, а также содержание использованных первоисточников - могу оказаться полезными тем, кто непосредственно причастен работе в театре (актерам, режиссерам) и системе образования (преподавателям вузов, колледжей и школ), которые в общем ключе исследования обоснованно предстают как подлинное искусство в глубинном смысле этого понятия.

Ключевые слова:
Театр,образование,вызовы,мировоззрение,идеология,современник,воспитание,ценности,симплификация,пошлость,искусство,концептуализация,духовная сфера,духовное производство,расшифровка смысла
Description:
The aim of the article is to consider such phenomena of human’ spiritual life and spiritual creation as theater and education. This task is to be done in non-trivial way, but by means of an intent look into the so called deep sense lying not on the surface that is available to a few. This time it is especially important because some of conceptual ideas and values are eluding and lose its significance for a lot of contemporaries. The phenomena taken here are among them. It’s supposed that to correlate the two spheres is to get, to reveal such aspects those are possible to enrich each of them in a philosophical sense (concepts, Weltanschauung, ideology) and a practical approach (professional solutions, which enhance the perception of a message from the stage and its infiltration into a human’s soul). That is necessary and important to increase their efficiency in a spiritual creation in general. A significant assistance in accomplishing the goal plays most famous and recognized experts’ theoretical experience that collected for years. A conceptual branch are philosophers, a practical are theatrical figures. This decision evidently proves the statement that each of the two phenomena is a true Art. In this case a philosophical level provides a serious sense support, when a practical approach gives an optimal way to bring and convey to the contemporary’s consciousness the imperatives which were previously integrated into a performance and which are translated to the audience from the stage afterwards. The conclusions and ideas based on the authentic originals which were personally comprehended, form author’s private position that is not just compilation and eclecticism. The conclusions represented were firstly tested and proved in a personal educational practice - pedagogical work with nowadays students, that needs and requires a serious conceptual support and practical methods of emotional infection of the audience i.e. students (when education is meant) and spectators (when theater is meant). To put the phenomena together and to set them in opposition at the same time means to enrich each of them and this in its turn increases a total level and degree of effectiveness of achieving the goals. The fulfillment of the pointed goal (c.f.) brings a real strategic and conceptual effect. It lays in the fact that any contemporary (a man or a society in general) becomes a prefect source to resist the most significant and severe challenges. The first one is simplification - its growing and spreading all around. The second one is vulgarization - its increase and absorption the most significant spheres and phenomena of a modern life. Here the theater and the education as phenomena are in danger and under stress of destructive trends. As for the article in general it should say that its author’s opinions and quotations from the originals are very helpful for those who are closely connected with theater (actors, Directors) or education (lecturers of universities/colleges): all of them become an explanation of the term «art» that appears and opens from a deep point of view.

Key words:
Theatre,education,challenges,Weltanschauung,ideology,contemporary,upbringing,values,simplification,vulgarity,art,conceptualization,spiritual space,spiritual creation,sense decryption