ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КАТЕГОРИИ СУБЪЕКТА И СУБЪЕКТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Кисова Вероника Вячеславовна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 4(29) 30.11.2019

Аннотация:
В статье анализируются исследования, посвященные дифференциации категорий субъекта и субъектности в современной психологической науке. Рассматриваются парадигмы, исследующие проблему субъекта в зарубежной (И. Кант, Л. Фейербах) и отечественной философии (К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн). Описаны теоретические основы и методологические подходы к пониманию категории субъекта в концепции К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и ряда других отечественных ученых. Рассматривается соотношение категории субъекта с психологическими категориями личности и индивидуальности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Сергиенко, К.К. Платонов и др.). Представлены основные научные положения по проблеме субъектности в исследованиях Е.Н. Волковой, А.А. Волочкова, О.А. Конопкина, А.К. Осницкого и др. Акцентируется внимание на теоретико-методологических подходах к пониманию психологического механизма субъектности в концепциях субъектного опыта (А.К. Осницкий), психологических механизмов психической саморегуляции (О.А. Конопкин), индивидуального стиля саморегуляции (В.И. Моросанова). Представлено авторское понимание рассматриваемых психологических феноменов, намечены актуальные направления исследования в рассматриваемой научной области: рассмотрение феноменологии субъекта и субъектности в разных возрастных периодах онтогенеза; разработка системы диагностического изучения субъекта и субъектности на разных этапах возрастного развития.

Ключевые слова: