ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПОНЕНТ В СТРУКТУРЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Кох Марина Николаевна, Сурженко Лариса Викторовна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(28) 31.08.2019

Аннотация:
Ценности информационного общества: предприимчивость, материалистический взгляд на мир, желание человека самоутвердиться через собственные материальные блага, осознание наличия широких возможностей для самоутверждения становятся основой для конкурентного поведения личности и определяют ее конкурентоспособность. Конкурентоспособность - интегральное свойство личности, обретаемое под влиянием культурных и исторических факторов. Целью данной статьи стало изучение особенностей ценностно-смысловой сферы студентов как подструктуры конкурентоспособности личности; определение связи ценностно-смысловой сферы личности с уровнем развития конкурентоспособности и ее показателей: четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность быть лидером, стрессоустойчивость, стремление к непрерывному профессиональному росту и саморазвитию, к высокому качеству конечного продукта. По результатам исследования выявлены две группы студентов: с высоким и средним уровнем конкурентоспособности. Описано ценностное ядро - ведущие ценности для каждой из выделенных групп, дана сравнительная характеристика ранговой структуры ценностно-смысловой сферы студентов с высоким и средним уровнем конкурентоспособности. Описано состояние ценностно-смысловой сферы выделенных групп студентов по показателям внутренний конфликт (ВК) и внутренний вакуум (ВВ). Выявлены связи ведущих ценностей личности с личностными характеристиками - показателями конкурентоспособности личности.

Ключевые слова: