ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ: ПЕРВЫЙ ОПЫТ

DIGITAL TRANSFORMATION OF RUSSIAN UNIVERSITIES: THE FIRST EXPERIENCE

САВЕЛЬЕВА Нэлли Хисматуллаевна, ГНАТЫШИНА Елена Александровна, УВАРИНА Наталья Викторовна, БОЖКО Екатерина Михайловна, ПОЧИТАЛКИНА Наталия Евгеньевна

SAVELYEVA Nelly Khismatullaevna, GNATYSHINA Elena Alexandrovna, UVARINA Natalya Viktorovna, BOZHKO Ekaterina Mikhailovna, POCHITALKINA Nataliya Yevgenyevna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
О необходимости внедрения в образовательный процесс вуза технологий онлайн-обучения на сегодняшний день ведутся многочисленные споры и обсуждения. Однако положительные примеры отдельных образовательных учреждений не должны вызывать иллюзию полного и повсеместного благополучия. Во многих российских вузах ситуация с введением новых средств обучения, мягко говоря, непростая как с точки зрения наличия организационной стратегии, так и с позиций культурных изменений. В статье предпринимается попытка охарактеризовать ситуацию с онлайн-обучением в вузах на основе анализа ожиданий студентов, кажущихся готовыми к переходу на «цифру», и решений Болонского процесса, требующих внедрения онлайн-компонентов в образовательный процесс вузов. Кроме того, авторы статьи дают обзор первоначальных попыток внедрения онлайн-обучения в образовательный процесс вузов с учетом возникших систематических и психологических сложностей. В качестве оптимального варианта авторы предлагают сочетание онлайн-обучения с научно-исследовательской составляющей с целью сохранения статуса университета как центра науки и образования.

Ключевые слова:
цифровизация,онлайн-обучение,электронное обучение,университет,интернационализация
Description:
There are numerous disputes and discussions about the need to introduce online learning technologies into the educational process of the university. However, the welcoming examples of individual educational institutions should not give rise to the illusion of complete and widespread prosperity. In many Russian universities, the situation with the introduction of new teaching aids is, to put it mildly, difficult both in terms of the availability of an organizational strategy and in terms of cultural changes. The article attempts to characterize the situation with online education in universities based on an analysis of the expectations of students who seem ready to move to digital, and the decisions of the Bologna process, requiring the introduction of online components in the educational process of universities. In addition, the authors of the article provide an overview of the initial attempts to introduce online learning into the educational process of universities in a particular region, taking into account the systematic and psychological difficulties that have arisen. As the best option, the authors propose a combination of online education with a research component in order to preserve the university's status as a center of science and education.

Key words:
digitalization,e-learning,online learning,university,internationalization