ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНСТРУКТ

DIGITALIZATION AS A SOCIO-CULTURAL CONSTRUCT

ЛОСЕВА Елена Сергеевна

LOSEVA Elena Sergeevna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(35) 30.05.2021

Аннотация:
В статье рассматривается концепт «цифровизации» как социокультурный конструкт. Продемонстрирован переход технического явления «цифровизация» в статус социокультурного феномена. Представлено обоснование использования термина социокультурный конструкт в отношении «цифровизации». На примере системы образования показывается расширение дискурсивного поля концепта «цифровизация», переход от утилитарного, практического явления к цифровому пространству реальности. На материале публикаций, посвященных цифровизации, федерального новостного портала проведено исследование с использованием метода контент-анализа. В результате исследования были выделены 17 тематических категорий публикаций, проведен сравнительный анализ распределения по темам публикаций за 10 месяцев 2018, 2019 и 2020 года. Проанализировано количество публикаций в научных журналах (на основе данных Российской научной электронной библиотеки). Выявлен рост количества публикаций год от года как в научном, так и в общественном дискурсивном поле. Полученные результаты сопоставлены со статистическими данными публикационной активности российских ученых в международных журналах. Анализ тематических категорий публикаций позволил сделать вывод о направленном, контролируемом распространении явлении цифровизации, а следовательно, о его искусственном конструировании. Прослеживается, что социокультурный конструкт становится частью повседневной реальности, приводит к становлению новых государственных институтов, развитию социальных явлений, затрагивает все новые сферы человеческой жизнедеятельности. Функционирование социокультурного конструкта «цифровизация» в научном и обыденном дискурсивном поле приводит к переосмыслению привычных явлений, изменению существующих процессов, что продемонстрировано на примере сферы образования. Однако, подобные процессы происходят во многих сферах общественной жизни, а конструкционистский подход дает инструменты для выстраивания эффективного взаимодействия с социокультурным феноменом.

Ключевые слова:
цифровизация,социокультурный конструкт,конструкт,контент-анализ,средства массовой информации,цифровизация отрасли,цифровизация образования,социальный конструктивизм,культурно-исторический подход
Description:
The article examines the consept of «digitalization» as a socio-cultural construct. It demonstrates the transformation of the technical phenomenon «digitalization» into the status of a socio-cultural phenomenon. The author presents the rationale for the use of the term socio-cultural construct in relation to digitalization. The example of the educational system shows the expanding discursive field of the concept of "digitalization», the transition from a utilitarian, practical phenomenon to a digital reality space. The research is based on the publications devoted to the digitalization and Federal news portal using content analysis method. The research distinguishes 17 thematic publication categories and makes the comparative analyse of tematical publication division for the last 10 months of 2018, 2019, 2020. The author analyzes the number of publications in scientific journals (based on data from the Russian scientific electronic library). The increase in the number of publications from year to year in both the scientific and public discourse fields is revealed. There is a comparison of the results with statistical data on the publication activity of Russian scientists in international journals. The analysis of the thematic categories of publications allowed us to conclude that the phenomenon of digitalization is directed and controlled, and, consequently, that it is artificially constructed. It is observed that the socio-cultural construct becomes a part of everyday reality, leads to the formation of new state institutions, the development of social phenomena, and affects all new spheres of human life. The functioning of the socio-cultural construct «digitalization» in the scientific and everyday discourse field leads to a rethinking of familiar phenomena, changes in existing processes, demonstrated by the example of the education sector. However, such processes occur in many areas of public life, and the constructionist approach provides tools for building effective interaction with the socio-cultural phenomenon.

Key words:
digitalization,socio-cultural construct,construct,content analysis,mass media,digitalization of the industry,digitalization of education,social constructivism,cultural and historical approach