УЧЕБНЫЕ СИМУЛЯТОРЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

TRAINING SIMULATORS IN THE PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM: PEDAGOGICAL ASPECT

ЖИГАЛОВА Ольга Павловна

ZHIGALOVA Olga Pavlovna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
Профессиональный динамизм, как характерная черта современного общества, требует обновления форм и методов подготовки специалистов. В условиях современной системы подготовки кадров все более востребованы процедуры обучения, адаптивные к различным условиям организации учебного процесса, в том числе с использованием дистанционных технологий и электронной формы обучения. В системе профессиональной подготовки специалистов активно используются виртуальные тренажеры и симуляторы, ориентированные на формирование устойчивых моделей поведения в профессиональной среде. Актуальным становится вопрос о педагогических аспектах использования данных средств обучения в системе профессиональной подготовки. В работе определены предпосылки к использованию данных средств в обучении, сформулированы цели и задачи, описаны модели взаимодействия, определена классификация учебных задач. Автором выделены уровни симуляции на основе степени иммерсивности и интерактивности среды, методические подходы и приемы организации учебной деятельности обучающихся. В рамках работы обобщен опыт применения симуляторов и виртуальных тренажеров в системе профессиональной подготовки специалистов, заложены концептуальные основы построения симуляционной модели обучения.

Ключевые слова:
профессиональное образование,высшее образование,практико-ориентированное обучение,имитационное обучение,симуляционное обучение,симулятор,виртуальный тренажер,иммерсивные технологии,технологии дополненной реальности,технологии виртуальной реальности
Description:
Professional dynamism, as a characteristic feature of modern society, requires updating the forms and methods of training specialists. In the current system of training is increasingly in demand training procedure, adaptive to different conditions of the educational process, including using distance learning technologies and e-learning. In the system of professional training of specialists, virtual simulators and simulators are actively used, focused on the formation of stable behavior models in the professional environment. The question of pedagogical aspects of the use of these teaching tools in the system of professional training becomes relevant. The paper defines the prerequisites for the use of these tools in training, sets goals and objectives, describes interaction models, and defines the classification of educational tasks. The author highlights the levels of simulation based on the degree of immersiveness and interactivity of the environment, methodological approaches and methods of organizing educational activities of students. The paper summarizes the experience of using simulators and virtual simulators in the system of professional training of specialists, lays the conceptual foundations for building a simulation model of training.

Key words:
professional education,higher education,practice-oriented training,simulation training,simulation training,simulator,virtual simulator,immersive technologies,augmented reality technologies,virtual reality technologies