УЧЕТ КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

STUDENTS’ COMMUNICATIVE-COGNITIVE FEATURES ACCOUNTING IN THE FOREIGN LANGUAGE TRAINING PROCESS AT THE UNIVERSITY

ТИМКИНА Юлия Юрьевна

TIMKINA Yuliya Yurevna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(35) 30.05.2021

Аннотация:
Статья посвящена вопросам выявления когнитивно-коммуникативных особенностей обучающихся, оказывающих влияние на процесс овладения профессионально ориентированным иностранным языком в вузе. В статье рассматриваются память, интеллект, экстраверсия, интроверсия в русле современных исследований в области нейробиологии и когнитивистики. Отмечается наследуемый характер данных характеристик и их значение для осуществления коммуникативной деятельности, необходимость учета индивидуальных характеристик при проектировании образовательного процесса. Учет характеристик представляется возможным в вариативной иноязычной подготовке путем предоставления обучающимся свободы выбора привлекательного варианта. Варианты представляют собой отрезок образовательного процесса, проектируемые на основе варьирования содержанием, технологиями, средствами и планируемым результатом. Учет индивидуальных характеристик в образовательных вариантах нацелен на индивидуализацию обучения. Различия в процессах запоминания учитываются при опоре на интегративный подход обучению иностранным языкам. Различия, отражающие экстраверсию-интроверсию, влияющие на коммуникацию, учитываются в русле осуществления социально-развивающего подхода. Особенности интеллекта учитываются при работе с профессионально ориентированным иноязычным текстом на основе когнитивно-дискурсивного подхода. Варьирование компонентами образовательного процесса в русле обозначенных подходов создает оптимальные условия для обучающихся. Результаты работы демонстрируют конкретные предложения по выявлению индивидуальных характеристик в рамках коммуникативных ситуаций курса. Приводятся рекомендации по запоминанию учебного материала, обсуждение которых в группе на занятии способствует осознанию собственного стиля учения, особенностей памяти. Социально-развивающий подход реализуется путем проектирования коммуникативных ситуаций, содержащих квазипрофессиональную проблему. Работа с иноязычными научно-академическими устными и письменными текстами позволяет активизировать мыслительную деятельность. На разных этапах овладения профессионально-ориентированным иностранным языком обучающимися предлагаются задания на обработку, анализ информации и генерирование собственных текстов, осуществляемые различными способами. Показано, что опора на индивидуальные коммуникативно-когнитивные характеристики обучающихся придает обучению иностранному языку в вузе личностное значение, способствует повышению качества иноязычной подготовки.

Ключевые слова:
индивидуальные особенности,память,интеллект,экстраверсия,интроверсия,иноязычная подготовка,высшая школа,интегративный подход,социально-развивающий подход,когнитивно-дискурсивный подход,варианты подготовки
Description:
The article is devoted to the issues of identifying the students’ cognitive and communicative characteristics that influence the process of professionally oriented foreign language acquisition at a university. The article examines memory, intelligence, extraversion, introversion in line with modern research in the field of neurobiology and cognitive science. The inherited nature of these characteristics and their significance for the implementation of communicative activities, the need to take into account individual characteristics when designing the educational process are noted. It is possible to take into account characteristics in variative foreign language training by providing students with the freedom to choose an attractive variant. Variants represent a segment of the educational process, designed on the basis of varying content, technology, means and planned outcome. Taking into account individual characteristics in educational variants is aimed at individualizing learning. Differences in memorization processes are taken into account on the integrative approach to foreign languages teaching. Differences reflecting extraversion-introversion, affect communication, are taken into account in the mainstream of the implementation of the socially developmental approach. Features of intelligence are taken into account when working with professionally oriented foreign language text based on the cognitive-discursive approach. Varying the components of the educational process in line with the indicated approaches creates optimal conditions for students. The results of the work demonstrate specific proposals for identifying individual characteristics in the framework of the course's communicative situations. Recommendations for memorizing educational material are given, the discussion of which in a group in a lesson contributes to the awareness of one's own learning style, memory features. The socially developing approach is implemented by designing communicative situations containing a quasi-professional problem. Working with foreign-language scientific and academic oral and written texts allows activating thinking activity. At different stages of mastering a professionally oriented foreign language, students are offered tasks for processing, analyzing information and generating their own texts, carried out in various ways. It is shown that the reliance on individual communicative and cognitive characteristics of students gives the teaching of a foreign language at the university a personal value, contributes to the improvement of the quality of foreign language training.

Key words:
individual characteristics,memory,intelligence,extraversion,introversion,foreign language training,high school,integrative approach,socially developmental approach,cognitive-discursive approach,training variant