УРОВНЕВЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

LEVEL AND CONTENT CHARACTERISTICS OF SOCIAL INTELLIGENCE DEVELOPMENT IN FUTURE TEACHERS-PSYCHOLOGISTS

САМСОНЕНКО Людмила Сергеевна, ЛИПСКАЯ Татьяна Алексеевна

SAMSONENKO Lyudmila Sergeyevna, LIPSKAYA Tatyana Alekseevna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(35) 30.05.2021

Аннотация:
Значимость изучения характеристик социального интеллекта у будущих педагогов-психологов определяется необходимостью адаптации к современным меняющимся условиям взаимодействия между людьми и требованиями профессиональной деятельности психолога. Цель статьи: изучение уровневых и содержательных характеристик развития социального интеллекта у студентов-психологов на разных этапах обучения. Задачи исследования: проанализировать особенности определения понятия «социальный интеллект» в различных подходах; изучить уровневые и содержательные особенности социального интеллекта обучающихся по профилю «Психология образования»; проанализировать результаты исследования; разработать содержание развивающей работы для студентов. Представлен анализ и обобщение содержания понятия «социальный интеллект» у различных исследователей. Исследование опирается на методологический подход Дж. Гилфорда, где социальный интеллект рассматривается как способность распознавать невербальные сигналы и прогнозировать реакции и поступки другого человека. Основной вывод диагностической работы заключается в том, что у выпускников, по сравнению с первокурсниками, чаще встречаются более высокие показатели сформированности как структурных компонентов, так и общего уровня социального интеллекта По результатам исследования составлена программа семинара-практикума «Социальный интеллект как профессионально важное качество педагога-психолога» для студентов-психологов, в рамках которого раскрывается проблема значимости социального интеллекта для будущей профессиональной деятельности, а также даются некоторые методы повышения социального интеллекта, что может способствовать его развитию у студентов.

Ключевые слова:
профессиональное обучение,социальный интеллект,педагог-психолог,студенческий возраст,межличностное взаимодействие,невербальные сигналы,поведение,эмпатия,стиль общения,прогнозирование
Description:
The importance of studying the characteristics of social intelligence in future teachers-psychologists is determined by the need to adapt to the modern changing conditions of interaction between people and the requirements of the professional activity of a psychologist. The purpose of the article: to study the level and content characteristics of social intelligence development in psychology students at different stages of training. Research objectives: to analyze the features of the definition of «social intelligence» in various approaches; to study the level and content features of social intelligence of students in the profile «Psychology of education»; to analyze the results of the study; to develop the content of educational work for students. The article presents an analysis and generalization of the content of the concept of «social intelligence» in various researchers. The study is based on the methodological approach of J. Guilford, where social intelligence is considered as the ability to recognize nonverbal signals and predict the reactions and actions of another person. The main conclusion of the diagnostic work is that graduates, in comparison with first-year students, often have higher indicators of formation of both structural components and the General level of social intelligence. according to the results of the study, the program of the workshop «Social intelligence as a professionally important quality of a teacher-psychologist» for psychology students is compiled., what can contribute to its development in students.

Key words:
professional training,social intelligence,educational psychologist,student age,interpersonal interaction,nonverbal signals,behavior,empathy,communication style,forecasting