УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Молодцова Татьяна Даниловна, Шалова Светлана Юрьевна, Кобышева Лариса Илларионовна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3(28) 31.08.2019

Аннотация:
Исследование направлено на выявление психолого-педагогических условий организации самоконтроля в учебном процессе в вузе. В статье раскрыты основные аспекты изучения самооценки и самоконтроля: взаимосвязь самооценки и самоконтроля, функции самоконтроля, процесс и условия формирования самооценки. Важными условиями формирования самооценки являются осознанность студентом учебной деятельности, индивидуализация контроля, соответствие требований педагога современным целям образования. В статье представлены материалы эмпирического исследования, которое проводилось в Таганрогском институте имени А.П. Чехова (филиале) РГЭУ (РИНХ). Были поставлены задачи: проанализировать и обобщить требования преподавателей к результатам учебной деятельности студентов; определить условия эффективной организации самоконтроля в процессе обучения. Было проведено анкетирование преподавателей, ведущих предметы разных циклов. В статье приведены результаты анализа анкет. Наиболее общие требования преподавателя к ответу студента на экзамене: содержательность ответа (отметили все преподаватели); осмысленность (осознанность) выделили 72 % опрошенных; логичность, связность - 55 % опрошенных. По мнению преподавателей, на экзамене студент должен продемонстрировать не только имеющиеся знания, но и умение мыслить. Перспективы совершенствования экзамена преподаватели видят в расширение использования компьютерных технологий (36 % опрошенных) и в сочетание теоретических и практических заданий (55 % опрошенных). По результатам исследования разработаны соответствующие рекомендации для преподавателей и для студентов.

Ключевые слова: