УСТРАНЕНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ В ПРОИЗНОШЕНИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

ELIMINATION OF PHONETIC DIFFICULTIES IN LEARNING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

РУБЦОВА Елена Викторовна, ДЕВДАРИАНИ Наталья Валерьевна

RUBTSOVA Elena Viktorovna, DEVDARIANI Natalia Valerievna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(35) 30.05.2021

Аннотация:
В данной статье рассматривается процесс обучения правильному произношению русских звуков и те трудности, с которыми сталкиваются студенты-иностранцы при изучении русского языка как иностранного. Актуальность исследования заключается в том, что в нем предлагается методические рекомендации, содержащие систему упражнений, направленных на работу по преодолению возможных произносительных ошибок на различных этапах изучения иностранного (русского) языка. Результаты исследования носят практический характер и прошли апробацию в ходе многолетней практики работы с иностранными студентами, обучающимися в Курском государственном медицинском университете. В статье характеризуются наиболее типичные ошибки в произношении, которые в результате взаимодействия изучаемого (русского) и языка обучения - английского приводят к интерференции звуков, вызывая произносительные трудности. Рассматриваются частотные фонетические проблемы, встречающиеся в полиязычных группах студентов из разных стран мира (Индии, Бразилии, Нигерии, Малайзии и других). Предлагаемые методы работы над наиболее распространенными ошибками содействуют коррекции произношения студентов-иностранцев, разработанные варианты заданий способствуют постепенному устранению фонетических проблем. Авторы исследования считают, что разрабатывая комплекс упражнений на устранение трудностей, педагог должен учитывать следующие моменты: отработку ритмики, редуцированных гласных, стечение согласных в разных позициях, развитие артикуляционной базы, характерной для русского произношения, тренируя при этом переходы твердых согласных в мягкие, переднеязычных в заднеязычные, щелевых в африкаты и т.д. Дидактический материал статьи может использоваться в работе со студентами, имеющими различный уровень владения русским языком, а также представлять интерес как в процессе преподавания РКИ на начальном, так и на продвинутом этапе, в ходе изучения языка специальности - медицинской.

Ключевые слова:
русский язык как иностранный,методические рекомендации,иностранные студенты,артикуляция,фонетика,произношение,произносительные трудности и ошибки,методика работы,полиязычные группы,языковая интерференция
Description:
This article examines the process of teaching the correct pronunciation of Russian sounds and the difficulties that foreign students face when learning Russian as a foreign language. The relevance of the study lies in the fact that it offers methodological recommendations containing a system of exercises aimed at overcoming possible pronunciation mistakes at various stages of learning a foreign (Russian) language. The research results are of a practical nature and have been tested in the course of many years of practice with foreign students studying at Kursk State Medical University. The article describes the most typical mistakes in pronunciation, which, as a result of the interaction of the studied (Russian) and the language of instruction - English, lead to the interference of sounds, causing pronunciation difficulties. Frequency phonetic problems encountered in multilingual groups of students from different countries of the world (India, Brazil, Nigeria, Malaysia and others) are considered. The proposed methods of working on the most common mistakes contribute to the correction of the pronunciation of foreign students; the developed options for tasks contribute to the gradual elimination of phonetic problems. The authors of the study believe that when developing a set of exercises for eliminating difficulties, the teacher should take into account the following points: working out the rhythm, reduced vowels, concatenation of consonants in different positions, developing the articulatory base characteristic of Russian pronunciation, while training the transitions of hard consonants into soft, front-lingual into posterior lingual, slotted in African, etc. The didactic material of the article can be used in work with students with different levels of proficiency in the Russian language, as well as be of interest both in the process of teaching RFL at the initial and at an advanced stage, in the course of studying the language of the specialty - medical.

Key words:
Russian as a foreign language,methodological recommendations,foreign students,articulation,phonetics,pronunciation,pronunciation difficulties and mistakes,work methodology,multilingual groups,and language interference