УТРАТА СВОЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СУЩНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ АСПИРАНТУРОЙ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ НЕГАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЧИСЛЕННОСТИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

THE LOSS OF ITS SOCIAL ESSENCE BY MODERN POSTGRADUATE STUDIES AS ONE OF THE FACTORS DETERMINING NEGATIVE TRENDS IN THE NUMBER OF HIGHER SCHOOL PERSONNEL

СЕРГЕЕВА Наталия Митрофановна

SERGEEVA Natalia Mitrofanovna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
Вопрос кадрового обеспечения российской системы высшего образования в современном обществе приобретает все большую актуальность. На фоне реформ и сокращения количества вузов и их филиалов наметились тенденции снижения численности кадрового состава организаций высшего образования. В условиях становления инновационной экономики многократно возрастает потребность в высококвалифицированных кадрах, имеющих инновационную ориентацию. На подготовку таких кадров и должна быть направлена работа аспирантуры, но, к сожалению, в современной системе высшего образования нет отлаженной системы мотивации для освоения данной ступени образования, что в перспективе негативно скажется не только на инновационном развитии страны, но и на функционировании организаций высшего образования в целом. В ходе исследования было установлено, что общая численность кадрового состава в организациях высшего образования снизилась в динамике на 20,7%. Главным образом, высокие сокращения произошли именно по категории профессорско-преподавательского состава. Преподаватели и научные сотрудники, выбывшие из системы сейчас по различным причинам в перспективном будущем вряд ли вернутся в систему образования, освоив новые ниши для заработка. Причин для выбытия кадров, безусловно, множество, но среди них присутствуют старение кадров и низкая мотивация молодежи для работы в вузе по окончанию аспирантуры. Аспирантура же, в свою очередь, из-за формализации процесса обучения, теряет свою социальную функцию в качестве кузницы кадров для высшей школы.

Ключевые слова:
система высшего образования,Болонская система,научно-педагогические работники,профессорско-преподавательский состав,выгорание преподавателей высшей школы,аспирантура
Description:
The issue of staffing the Russian higher education system in modern society is becoming increasingly relevant. Against the background of reforms and a reduction in the number of universities and their branches, there are trends in reducing the number of personnel in higher education organizations. In the conditions of the formation of an innovative economy, the need for highly qualified personnel with an innovative orientation increases many times. The work of postgraduate studies should be aimed at training such personnel, but, unfortunately, in the modern system of higher education there is no well-established system of motivation for mastering this stage of education, which in the future will negatively affect not only the innovative development of the country, but also the functioning of higher education organizations in general. In the course of the study, it was found that the total number of personnel in higher education organizations decreased in dynamics by 20.7%. Mainly, high reductions occurred in the category of teaching staff. Teachers and researchers who have dropped out of the system now for various reasons are unlikely to return to the education system in the long-term future, having mastered new niches for earning money. There are certainly many reasons for staff attrition, but among them there are aging personnel and low motivation of young people to work at a university after completing postgraduate studies. Graduate school, in turn, due to the formalization of the learning process, loses its social function as a forge of personnel for higher education.

Key words:
higher education system,Bologna system,research and teaching staff,teaching staff,burnout of higher school teachers,postgraduate studies