В ЧЕМ ОШИБОЧНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА ТЕСТОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТЕОРИИ ОТВЕТОВ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (IRT)?

Равен Джон, Фугард Энди

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 4(33) 30.11.2020

Аннотация:
Многие исследователи, которые знакомы с теорией ответов на тестовые задания (ТОТЗ, Item Response Theory - IRT), (или со шкалами Раша и Гутмана), знают, что применение факторного анализа в попытке оценить внутреннюю согласованность или одномерность, таких тестов, имеют тенденцию давать недостоверные результаты. К сожалению, это известно немногим из тех, кто работал только с тестами, разработанными с использованием классической теории тестирования (КТТ). Такое положение дел привело к тому, что многие исследователи пришли к серьезным ошибочным выводам, применив факторный анализ к матрицам корреляций между заданиями, составляющими тесты, построенные на основе ТОТЗ (IRT). Данная статья иллюстрирует проблему, на примере факторного анализа данных, генерируемых компьютером и имитирующих то, что было бы получено при использовании этой архетипической формы ТОТЗ-теста как портновский метр или метровая линейка для измерения роста или способности прыгать в высоту.

Ключевые слова: