ВАЖНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ПОСТДИПЛОМНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА

IMPORTANCE OF PEDAGOGICAL DISCIPLINES IN POSTGRADUATE EDUCATION OF A SUBJECT TEACHER

КАРПОВИЧ Ирина Александровна, ВОРОНОВА Лариса Сергеевна

KARPOVICH Irina Alexandrovna, VORONOVA Larisa Sergeevna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
Цель данного исследования заключается в обосновании значимости дисциплин педагогического цикла для постдипломного образования преподавателя-предметника. Для достижения цели исследования авторам потребовалось решить следующие задачи: 1) выявить проблемы, с которыми сталкиваются начинающие преподаватели вуза в профессиональной, психологической и мотивационной сферах процесса адаптации; 2) сравнить частоту возникновения данных проблем, в группах начинающих преподавателей вуза с педагогическим образованием и начинающих преподавателей, обучающихся в аспирантуре и не имеющих педагогического образования; 3) выявить наличие значимых различий в исследуемых выборках; 4) на основе полученных данных сделать вывод о необходимости включения дисциплин педагогического цикла в программу постдипломного образования. Методология: в данном исследовании принимали участие 2 группы начинающих педагогов Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (93 человека): преподаватели иностранного языка с педагогическим образованием (40 человек) и преподаватели - аспиранты без педагогического образования, проходящие обучение в рамках постдипломного образования (53 человека). Исследование включало количественный анализ данных, содержащий описательный статистический анализ и корреляционный анализ. Основные выводы: Все начинающие преподаватели вуза сталкиваются с проблемами адаптации к профессиональной деятельности. Сравнение начинающих преподавателей университета с педагогическим образованием и без него привело к следующим результатам: разница между значениями начинающих преподавателей с педагогическим образованием и аспирантов, проходящих подготовку в рамках постдипломного образования в большинстве случаев статистически значима. Это позволяет сделать вывод, что начинающие преподаватели вузов без педагогического образования нуждаются в поддержке через дополнительные образовательные программы. Применение данного исследования: это исследование может быть полезно при планировании образовательных программ для аспирантов. Выявленные трудности, с которыми сталкиваются молодые преподаватели без педагогического образования, могут быть приняты во внимание при планировании программ повышения квалификации. Данное исследование особенно актуально для повышения профессиональной культуры специалистов в области образования и способствует решению проблемы профессиональной адаптации, с которой сталкиваются начинающие педагоги-предметники. Полученные результаты могут улучшить программу повышения квалификации молодых преподавателей вуза.

Ключевые слова:
начинающие преподаватели вуза,молодые специалисты,профессиональная адаптация,аспиранты,постдипломное образование,преподаватель-предметник,педагогическое образование,дисциплины педагогического цикла,образовательные программы аспирантуры,программы повышения квалификации
Description:
The purpose of this study is to substantiate the importance of pedagogical disciplines in the postgraduate education of a subject teacher. To achieve the purpose of the study, the authors had to solve the following objectives: 1) to identify the problems that novice university teachers face in the professional, psychological and motivational spheres of the adaptation process; 2) to compare the frequency of these problems in the groups of novice university teachers with pedagogical education and novice university teachers without pedagogical education obtaining postgraduate education; 3) to identify significant differences in the studied samples; 4) based on the data obtained, to draw a conclusion about the need to include pedagogical disciplines in postgraduate curricula. Methodology: 2 groups of novice teachers from Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (93 people) took part in this study: novice teachers of a foreign language with pedagogical education (40 people) and novice teachers without pedagogical education, obtaining postgraduate education (53 people). The study involved quantitative data analysis containing the descriptive statistical analysis and the correlation analysis. Main Findings: All novice university teachers face problems of adaptation to the professional activity. Comparison of novice university teachers with pedagogical education and postgraduate students without pedagogical education engaged in teaching resulted in the following findings: the difference between the values of novice teachers with and without a teaching degree is in most cases statistically significant. It makes it possible to conclude that novice university teachers without pedagogical education need support via additional educational programmes. This study can be useful in planning the curriculum for post-graduate students. The identified difficulties faced by young teachers without pedagogical education can be taken into consideration in the process of planning professional development programmes. Novelty/Originality of this study: This research is particularly relevant for improving the professional culture of specialists in the field of education and contributes to the solution of the professional adaptation problem faced by novice educators. The obtained results can enhance the programme of professional development of young university teachers.

Key words:
novice university teachers,young specialists,professional adaptation,postgraduate students,postgraduate education,subject teacher,pedagogical education,pedagogical disciplines,postgraduate education programmes,professional development programmes