ВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ

VERBAL ABILITIES OF PSYCHOLOGY STUDENTS AT DIFFERENT STAGES OF TRAINING

ПАНЧЕНКО Людмила Леонидовна, ШЕСТЕРНИНА Ольга Игоревна

PANCHENKO Liudmila Leonidovna, SHESTERNINA Olga Igorevna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
Цель : изучить уровень вербального интеллекта и вербальной креативности у студентов, обучающихся на направлении подготовки «Психология» первого, второго и четвертого курсов. Методы : психодиагностические методики: 1)WAIS субтест «Осведомленность» (Д. Векслер); 2) WAIS субтест «Сходство» (Д. Векслер); 3) WAIS субтест «Понятливость» (Д. Векслер); 4) WAIS субтест «Словарный» (Д. Векслер); 5) Методика «вербальной креативности» С. Медника, адаптированная А.Н. Ворониным; 6) Методика «Оценка продуктивности вербальной памяти (опвп) (Пятиминутка)» О.Ф. Потёмкиной, Е.С. Романовой. Для подтверждения значимости различий между группами студентов разного курса использовались критерии Стьюдента и Манна - Уитни. Результаты : В результате проведения психодиагностического исследования были получены данные, свидетельствующие о том, что: большинство респондентов обладают низким объёмом вербальной памяти; уровень вербального интеллекта большинства студентов-психологов в данном исследовании - средний. Такое развитие вербальных способностей позволяет достаточно успешно осваивать программу обучения, но создает возможность для сомнений в будущей профессиональной состоятельности психологов этого потока. Уровень развития вербальных способностей студентов-психологов на разных курсах значимо не отличается. Вербальный интеллект студентов не соответствует возрастным нормам 80-90г.г. ХХ века, большинство респондентов имеют уровень IQ ниже значений 1981 и 2001 года. Практическая значимость : основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при работе со студентами соответствующего профиля.

Ключевые слова:
интеллект,вербальный интеллект,креативность,вербальная память,вербальные способности,студенты,студенты-психологи,психодиагностика интеллекта
Description:
Purpose: to study the level of verbal intelligence and verbal creativity of students studying in the direction of training "Psychology" of the first, second and fourth years. Methods: psychodiagnostic techniques: 1)WAIS subtest "Awareness" (D. Wexler); 2) WAIS subtest "Similarity" (D. Wexler); 3) WAIS subtest "Intelligibility" (D. Wexler); 4) WAIS subtest "Vocabulary" (D. Wexler); 5) Method of "verbal creativity" S. Mednik, adapted by A. N. Voronin; 6) Method "Assessment of productivity of verbal memory (opvp) (five-minute)" O. F. Potemkina, E. S. Romanova. To confirm the significance of differences between groups of students of different courses, the student and Mann - Whitney criteria were used. Results: As a result of the psychodiagnostic study, data were obtained indicating that: the majority of respondents have a low volume of verbal memory; the level of verbal intelligence of the majority of psychology students in this study is average. This development of verbal abilities allows you to successfully master the training program, but creates the possibility for doubts about the future professional competence of psychologists in this stream. The level of development of verbal abilities of psychology students in different courses does not significantly differ. The verbal intelligence of students does not correspond to the age norms of the 80-90 years of the twentieth century, the majority of respondents have an IQ level lower than the values of 1981 and 2001. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activities when working with students of the appropriate profile.

Key words:
intelligence,verbal intelligence,creativity,verbal memory,verbal abilities,students,psychology students,psychodiagnostics of intelligence