ВИДЫ ЭМПАТИИ В ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Саламатина Юлия Валерьевна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 4(29) 30.11.2019

Аннотация:
В условиях личностно-ориентированного образования, где ученик является активным участником образовательного процесса, возрастает роль учителя и его не только профессиональной компетентности, но и личностным качествам. Несмотря на инновационную трансформацию сферы образования, педагогическое взаимодействие остается не только одним из ключевых понятий педагогики, но и научным принципом, лежащим в основе воспитания. Основой этого взаимодействия является направленность на субъект-субъектные отношения и сотрудничество. В связи с чем, к современному учителю, в условиях гуманизации образования, предъявляют новые требования, реализация которых зависит от сформированности его личных качеств. Среди таких качеств одним из главных является эмпатия. В представленной статье описаны результаты исследования по выявлению основных видов эмпатии учителей в педагогической деятельности, к которым относятся устойчивая, межличностная, относительная эмпатия и лжеэмпатия. Автором статьи дается подробный анализ понятию «эмпатия учителя», основанный на отечественных и зарубежных исследованиях, ее роли в педагогической деятельности, и делается вывод о том, что необходимо срочно решать проблемы, связанные с условиями работы учителей в школах, повышением уровня проявления ими эмпатии в процессе осуществления профессиональной деятельности, если мы хотим вырастить и воспитать социально значимое будущее поколение с высокими академическими результатами.

Ключевые слова: