ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Моторная Светлана Евгеньевна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2(31) 28.05.2020

Аннотация:
С одной стороны, современный образовательный процесс выдвигает требования к качеству результата образования, с другой стороны, - объём информации, который должен быть освоен обучающимся в высшей школе, с каждым годом увеличивается. Напряжение обучающегося из-за необходимости быстрого и эффективного освоения значительных массивов информации приводит к расстройствам психического социального и физического здоровья. Решить эту проблему помогает поиск новых технологий обучения, среди которых технология визуализации информации. Поэтому в статье мы анализируем необходимость и возможности применения визуализации учебной информации для достижения целей обучения в высшей школе, что и составило цель нашего исследования. Опираясь на труды Р. Арнхейма, Л. С. Выготского, А. Хаузена, Д. Роэма и др. учёных, проведён анализ понятия «визуальное мышление». На основе структурно-функциональной модели интегративной работы мозга А. Лурии рассматривается психологический механизм процесса визуализации, используемый для переработки информации. Отмечается, что визуализация информации приобретает решающее значение в усвоении информации, что определяется преобладанием зрительного канала её усвоения над остальными модальностями человека. Обосновывается необходимость гармоничного использования обоих полушарий головного мозга в образовательном процессе и создания для этого специальных современных способов и приёмов визуализации учебной информации - технологии визуализации информации, которые основываются на физиологическом и психическом устройстве человека. Выделяются как основополагающие для процесса визуализации учебной информации принципы наглядности и природосообразности, а также принцип трансдисциплинарности. Для создания визуализированной информации предлагается выделять в ней смыслообразующий элемент, который сопровождает её на протяжении всего времени её осмысления, а также фоновый контекст. Приводятся конкретные примеры создания смыслообразующих элементов. Рассматривается применение для визуализации образов метода опорных конспектов В. Шаталова. Приводятся приёмы визуализации учебной информации с помощью использования визуализированных историй на основе работ Х. Бидструпа, Ж. Эффела, Д. Роэма. Представлены конкретные примеры конференции-визуализации. Делается вывод о необходимости усиления визуальной информации другими каналами восприятия для прочности запоминания и осмысления.

Ключевые слова: