ВЛИЯНИЕ НА ЗАВИСТЛИВОСТЬ ДЕТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РОЛЕЙ В СЕМЬЕ

Летягина Светлана Константиновна

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 4(29) 30.11.2019

Аннотация:
В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния на завистливость детей студенческого возраста особенностей конфликтного взаимодействия родителей и распределения ролей в семье. Психодиагностический инструментарий исследования представлен опросниками: «Методика исследования завистливости личности» Т.В. Бесковой, «Распределение супружеских ролей в семье» и «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М .Дубовской. Автор приходит к следующим выводам. Завистливость детей обоих полов, проявляющаяся в форме активного стремления лишить другого предмета зависти и превзойти конкурента, формируется в семьях, в которых матери стремятся проявлять независимость, демонстрировать превосходство над мужем, открыто с ним соперничают при отстаивании своих интересов, что служит для детей образцом психологии успешного социального поведения. Пассивная и защитная форма зависти, связанная с переживанием чувства обиды и несправедливости, формируется у сыновей в ситуациях рассогласования представлений о традиционных нормах супружеского поведения, когда оспаривается роль отца как семейного лидера и отец не получает понимания и эмоциональной поддержки со стороны жены. Зависть - неприязнь у дочерей формируется в семье при условии незначительной эмоциональной включенности матери в процесс воспитания дочери и ее сосредоточенности на профессиональной карьере. Подобное агрессивное отношение к успехам других несколько компенсируется у дочерей при наличии авторитетного и принимающего отца, отношения с которым способствует формированию адекватной самооценки и уверенности в своей женской привлекательности, но тем не менее не решают проблему зависти, а способствуют более разнообразным формам ее проживания. Применительно к выборке сыновей все виды зависти проявляются сильнее, если матери не демонстрирует активность и инициативу в сфере организации досуга, не занимается в полной мере ведением домашнего хозяйства, но успешно справляется с ролью воспитателя. Агрессивное отношение к успехам другого у сыновей становится более выраженным, если отцы активно включены в воспитание сына и организацию совместных развлечений. Занятость отца и его нежелание разделять с сыном его увлечения вызывают у последнего разочарование и обиду, свойственные зависти - унынию.

Ключевые слова: