ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭТИЧЕСКИХ БЕСЕД

EDUCATION OF DILIGENCE IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE THROUGH ETHICAL CONVERSATIONS

КАРИХ Виктория Вячеславовна, БАЛАБАЕВА Ольга Александровна

KARIKH Victoria Vyacheslavovna, BALABAEVA Olga Alexandrovna

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
Цель: выявить особенности трудолюбия детей старшего дошкольного возраста. Методы: диагностическая процедура, ориентированна на оценку структурных компонентов трудолюбия детей старшего дошкольного возраста (познавательного, эмоционально-мотивационного, поведенческого), разработанных Р.С.Буре, И.В. Житко, Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, позволила нам проанализировать особенности трудолюбия и наметить перспективу дальнейшего его воспитания, в части педагогических условий. Результаты : результаты исследования позволили выявить, что большинство детей старшего дошкольного возраста находятся на среднем уровне, для которого характерно проявление интереса со стороны детей к труду взрослых, но недостаточный объем и глубина представлений о труде взрослых, его значении. Детям характерна недостаточная инициативность, самостоятельность. Уровень трудовых навыков в хозяйственно-бытовом труде характеризуется недостаточной ответственностью: дети не поддерживают порядок в группе, забывают убирать за собой игрушки; недостаточно сформирована самостоятельность, инициативность, системность: дети не знают, с чего нужно начать уборку, где взять необходимый инвентарь, как правильно произвести дежурство. Научная новизна : в статье на основе использования комплекса взаимодополняющих методов исследования обоснованы особенности трудолюбия детей старшего дошкольного возраста и определены педагогические условия его воспитания посредством этических бесед. Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы в образовательном процессе и практике педагогов дошкольного и дополнительного образования, а также индивидуальной работе педагогов и родителей с детьми старшего дошкольного возраста для воспитания трудолюбия посредством этических бесед.

Ключевые слова:
труд,качество,трудолюбие,критерии трудолюбия,показатели трудолюбия,этическая беседа,дети старшего дошкольного возраста
Description:
Objective: identify the features of hard work of children of senior preschool age. Methods: a diagnostic procedure aimed at evaluating the structural components of hard work of children of senior preschool age (cognitive, emotional, motivational, behavioral), developed by R. S. Bure, I. V. Zhitko, G. A. Uruntayeva, Yu. a. Afonkina, allowed us to analyze the features of hard work and outline the prospects for its further education, in terms of pedagogical conditions. Results: the results of the study revealed that the majority of children of senior preschool age are at an average level, which is characterized by a manifestation of interest on the part of children in adult work, but there is insufficient volume and depth of ideas about adult work and its significance. Children are characterized by a lack of initiative and independence. The level of labor skills in household work is characterized by insufficient responsibility: children do not maintain order in the group, forget to clean up their toys; lack of independence, initiative, consistency: children do not know where to start cleaning, where to get the necessary equipment, how to properly perform duty. Scientific novelty: based on the use of a set of complementary research methods, the article substantiates the features of hard work of children of senior preschool age and defines the pedagogical conditions for its education through ethical conversations. Practical significance: the results of this research can be used in the educational process and practice of teachers of preschool and additional education, as well as individual work of teachers and parents with children of older preschool age to foster hard work through ethical conversations.

Key words:
work,quality,hard work,criteria of hard work,indicators of hard work,ethical conversation,children of senior preschool age