ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СВЕТСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ И ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ

THE INTERACTION OF SECULAR AND RELIGIOUS EDUCATION: A TOPICAL AND CONTROVERSIAL ISSUES

ГРЯЗНОВА Елена Владимировна, КОЗЛОВА Татьяна Александровна, ФЕДОРЕНКО Ирина Николаевна, БЕЛОВ Олег Сергеевич

GRYAZNOVA Elena Vladimirovna, KOZLOVA Tatyana Aleksandrovna, FEDORENKO Irina Nikolaevna, BELOV Oleg Viktorovih

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
Воспитание как особый социальный институт развивается в системе педагогической деятельности и эволюционирует вместе с культурой. Основные цели воспитания - это подготовка человека к жизни в социуме по его законам, моральным и правовым нормам, а также согласно принципам духовности. Иными словами, воспитание, в большей степени отвечает за формирование аксиологической подсистемы человеческой культуры. Исторически воспитанием подрастающего поколения занимаются различные субъекты социализации: семья, образовательные учреждения, общественные организации и др., в числе которых особое место занимает церковь. В нашей стране в силу сложившихся социальных обстоятельств церковь на долгие годы была отлучена от участия в образовательном процессе. Сегодня, государство и общественность, понимая, какой духовный урон России был нанесен за годы существования СССР, перестройки, а затем и духовного кризиса, пытается восстановить утраченные традиции участия церкви в деле воспитания подрастающего поколения. Взаимодействие религиозного и светского воспитания имеет свои каноны, механизмы, траектории развития. Но в новых условиях информационного общества, в условиях потери целого поколения людей, хранящих данные традиции и способных их передать подрастающему поколению, возобновление такого взаимодействия сталкивается с определенным спектром проблем и трудностей. Авторы данного исследования изучили наиболее актуальные и дискуссионные работы современных ученых, педагогов, теологов, посвященных вопросам интеграции светского и религиозного воспитания в современных условиях. Исследование показало, что институт светского воспитания не готов к созданию базы для такого взаимодействия, а религиозный институт не сможет справиться в одиночку с данной задачей. Объясняется это многими факторами и причинами, требующих отдельного исследования, что и станет предметом наших дальнейших работ.

Ключевые слова:
религия,воспитание,духовное воспитание,светское воспитание,религиозное воспитание,школа,высшее учебное заведение,образование,социализация личности,информационное общество,информационная культура
Description:
Education as a special social institution develops in the system of pedagogical activity and evolves along with culture. The main goals of education are to prepare a person for life in society according to its laws, moral and legal norms, as well as according to the principles of spirituality. In other words, education is more responsible for the formation of the axiological subsystem of human culture. Historically, the upbringing of the younger generation is engaged in various subjects of socialization: the family, educational institutions, public organizations, etc., among which the Church occupies a special place. In our country, due to the prevailing social circumstances, the Church was excluded from participation in the educational process for many years. Today, the state and the public, realizing the spiritual damage that Russia suffered during the years of the USSR, perestroika, and then the spiritual crisis, are trying to restore the lost traditions of the Church's participation in the upbringing of the younger generation. The interaction of religious and secular education has its own canons, mechanisms, and development trajectories. But in the new conditions of the information society, in the conditions of the loss of a whole generation of people who keep these traditions and are able to pass them on to the younger generation, the resumption of such interaction faces a certain range of problems and difficulties. The authors of this study have studied the most relevant and controversial works of modern scientists, teachers, and theologians on the integration of secular and religious education in modern conditions. The study showed that the Institute of secular education is not ready to create a basis for such interaction, and the religious Institute can not cope with this task alone. This is explained by many factors and reasons that require separate research, which will be the subject of our further work.

Key words:
religion,education,spiritual education,secular education,religious education,school,higher education institution,education,socialization of the individual,information society,information culture