ЯПОНСКОЕ АНИМЕ: ИССЛЕДОВАНИЕ ЕГО ВЛИЯНИЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИИ

Шишкина Екатерина Викторовна, Зотова Светлана Вячеславовна, Хавронина Вера Николаевна, Зотов Вячеслав Михайлович

Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 1(30) 29.02.2020

Аннотация:
В середине 20-го века японское аниме было признано как самостоятельное направление в мультипликации. Для него характерна особая манера отрисовки персонажей и фонов, насыщенность японской мифологией, умиротворенность дзен-буддизма. Поначалу аниме развивалось лишь как мультипликационное искусство для детей - кодомо . Со временем японская анимация создаёт фильмы развлекательного характера - сёнен , сёдзё , фэнтези . Эти жанры предназначены в основном для подростков - юношей и девушек 12-16 лет. Появляются так же аниме серьёзного направления - хёндай , сэйнэн , дзёсэй , рассчитанные на взрослых зрителей, с содержанием элементов психологии, сатиры, эротики, с более реалистичным и, порой, мрачным развитием сюжета и трагическим финалом. Сюжеты могут описывать множество персонажей, отличаться разнообразием мест и эпох, жанров и стилей. Аниме стали делать, ориентируясь на зрителей разных возрастов и полов. Появляются «семейные» мультфильмы, телевизионные сериалы, полнометражные фильмы. Именно многогранность японского аниме является причинной его широкой распространённости в мире, в том числе и в России. Но отношение к нему неоднозначно: наряду с ростом популярности аниме за пределами Японии, растёт и число противников этого жанра мультипликации. Наиболее серьёзную критику вызывает чрезмерное, по мнению многих экспертов, количество насилия и эротики в аниме, а также неадекватное поведение людей, увлекающихся просмотром и коллекционированием аниме, выливающееся порой в патологические формы (уход от реальности, агрессивность, близкая к наркотической зависимости). Исследования показывают, что главной причиной столь разного отношения к японской мультипликации в жанре аниме является несоблюдение возрастных и национально-культурных ограничений. Проведённое анкетирование позволяет оценить влияние аниме на психологическое здоровье школьников и студентов младших курсов ВУЗов России. В зависимости от возраста от 70% до 90% смотрящих аниме, относятся к нему как к очередному развлечению; от 10% до 30% - серьёзно относится к аниме, и это, в основном, дети младшего и среднего школьного возраста. При этом от 67% до 95% из них не разбираются в жанрах аниме и могут смотреть то, что не соответствует их возрасту. Поэтому наставникам и родителям очень важно выбирать жанр, ориентируясь на возраст и предпочтения ребёнка. Некомпетентно выбранная мультипликация может привести к нарушению психики ребёнка, стрессу и прочим отрицательным эффектам. В тоже время, правильно подобранный жанр способствует эмоциональному и творческому развитию, формированию личности и жизненной позиции, закреплению системы моральных ценностей. Ведь, несмотря на различия в культуре, русским и японским детям одинаково необходимы понятия о добре, дружбе, преданности и любви.

Ключевые слова: